Хулиганов будут наказывать на земле, в небесах и на море

Транспортные дебоширы удостоятся особого упоминания в Уголовном кодексе
Транспортные хулиганы заслужили выделения в отдельную группу нарушителей/ Евгений Разумный/ Ведомости

Комитет Госдумы по госстроительству и законодательству в четверг планирует одобрить поправки ко второму чтению так называемого законопроекта об авиадебоширах. Согласно поправкам уголовной ответственности будут подлежать граждане, устраивающие хулиганские действия «на железнодорожном, морском, внутреннем водном или воздушном транспорте, а также на транспортном средстве общего пользования». Как ранее пояснил журналистам председатель комитета Павел Крашенинников («Единая Россия»), необходимость принятия документа связана с тем, что транспортное хулиганство представляет собой гораздо большую опасность, чем хулиганство на улице. В скором времени Госдума также намерена принять во втором чтении законопроект о черных списках авиапассажиров.

В первоначальном варианте законопроекта, который был внесен еще в июле 2011 г., предлагалось дополнить Уголовный кодекс новой статьей «Действия, угрожающие безопасной эксплуатации транспортных средств». За подобные хулиганские действия можно было поплатиться штрафом в 80 000 руб. или лишением свободы на срок до трех лет, в отдельные пункты были выделены хулиганство на воздушных судах (до семи лет) и наличие тяжких последствий (до 10 лет лишения свободы). Но в ходе длительной доработки проекта концепция изменилась, и во втором чтении депутаты предлагают лишь внести изменения в действующую ст. 213 УК («Хулиганство»), дополнив ее подпунктом, выделяющим транспортных хулиганов в особую группу. Но наказания при этом останутся прежними и одинаковыми для всех (см. врез).

Наказание для хулигана

Ст. 213 УК предусматривает наказание от штрафа в размере 300 000–500 000 руб. до лишения свободы на срок до пяти лет. Хулиганство организованной группой увеличивает срок до семи лет, а использование взрывчатых веществ – до восьми лет лишения свободы.

Для воздушного транспорта с таким размером наказания можно согласиться – разгерметизация самолета и т. д., отмечает юрист Максим Крупский: «Но по железнодорожному, водному и общественному транспорту непонятно, какие ситуации на практике будут подпадать под этот состав. Я не могу себе представить ситуацию, когда использование взрывчатого вещества сопряжено с хулиганством, а не является умышленным актом терроризма». По сути, всякий транспорт является средством повышенной опасности и злостное хулиганство на борту морского или речного судна либо в вагоне поезда мало чем отличается от дебоша на борту авиалайнера, считает адвокат «Леонтьев и партнеры» Сергей Числов. «Представьте себе ситуацию, когда пьяный хулиган дернул рычаг стоп-крана на полном ходу в «Сапсане», на скорости 200 км/ч. Поэтому логика в уравнивании всех видов транспорта в действиях наших законодателей безусловно присутствует», – отмечает юрист.

Председатель Движения автомобилистов России Виктор Похмелкин тоже считает такие поправки оправданными: «Любой вид транспорта – источник повышенной опасности, а хулиганство на транспорте представляет дополнительную общественную опасность. Человек должен понимать, что если не соблюдать правила на транспорте, то это может быть чревато определенными последствиями. Например, если в транспорте группа лиц начинает терроризировать пассажиров, оскорблять и принуждать к каким-то действиям. А семь лет все-таки – это максимальная санкция при совокупности отягчающих обстоятельств».

Эта норма избыточна, поскольку ст. 20.1 «Мелкое хулиганство» Кодекса об административных правонарушениях (КоАП) полностью охватывает эти действия, возражает член президентского Совета по правам человека Андрей Бабушкин: «Она нужна только в случае, если хулиганские действия могут повлечь нарушение управления транспортом, т. е. когда они совершаются в кабине машиниста или возле кабины пилота. Но если человек плохо себя ведет в электричке, то уголовная ответственность не нужна – за это дают 10 суток административного ареста». Статья КоАПа успешно применяется, нет никаких жалоб, что на таких граждан не могут найти управу, добавляет правозащитник: «Но Госдума обычно на реальные проблемы не реагирует, а выдуманные начинает немедленно решать».