Бывший милиционер обжаловал в Конституционном суде закон о гостайне

По его мнению, в законодательстве нечетко прописано, кто имеет доступ к секретным материалам во время следствия и суда
Положения закона о гостайне предусматривают доступ к секретным документам помимо лиц, имеющих специальный допуск, еще и адвокатов – по делам их подзащитных/ Максим Стулов / Ведомости

Конституционный суд проверит положения закона о государственной тайне, регламентирующие доступ потерпевших от преступлений к секретным данным, сообщается на сайте суда. Поводом для проверки стала жалоба бывшего сотрудника УВД по Астраханской области Евгения Горовенко, который в 2009 г. получил дисциплинарное взыскание в связи с обнаружившейся в ходе прокурорской проверки фальсификацией дел оперативного учета. Позднее экспертно-криминалистический центр УВД подтвердил факт подделки его подписи под документами, но к тому времени Горовенко был уже уволен и даже попал под суд за ложный донос на своего начальника. В марте 2011 г. следователь СКР по Астраханской области выделил в отдельное производство эпизод, связанный с подделкой подписи «неустановленными должностными лицами», и вынес решение об отказе в возбуждении уголовного дела. Эта информация могла повлиять на расследование его собственного дела, считает Горовенко, которого в октябре 2011 г. суд признал виновным в заведомо ложном доносе. Но, будучи уже уволенным из органов внутренних дел, он не смог получить доступ к материалам дела о подделке подписи из-за грифа «секретно». А отсутствие этих материалов в деле о ложном доносе позволило следователю вести расследование «несправедливо, односторонне, с нарушением норм уголовного и уголовно-процессуального права» и в итоге лишило заявителя права на оправдательный приговор, отмечается в жалобе.

Положения закона о гостайне предусматривают доступ к секретным документам помимо лиц, имеющих специальный допуск, еще и адвокатов – по делам их подзащитных. Но Горовенко, защищавший себя сам, таким доступом воспользоваться не смог, а следовательно, не смог и обжаловать отказ в возбуждении дела, по которому он должен был проходить как потерпевший. Он напоминает, что по закону следователь должен был выслать ему постановление о прекращении уголовного дела в течение 24 часов с момента принятия решения. Но ознакомиться с ним заявитель смог лишь спустя несколько лет и только по решению суда, который признал бездействие следователей и обязал их устранить допущенные нарушения. А в полном объеме решение суда не исполнено до сих пор, жалуется Горовенко. По его мнению, законом о гостайне нечетко определен круг лиц, которым может быть разрешен допуск к секретным материалам во время следствия и суда, в связи с чем заявитель просит суд признать действующий перечень неполным и обязать астраханских следователей вручить ему постановление по итогам проведенной проверки.

Если в делах, связанных с гостайной, есть потерпевший, то, безусловно, либо он, либо его представитель должен получить соответствующий допуск и доступ к материалам следственных действий, говорит адвокат Иван Павлов. Но при этом должен быть понятен процессуальный статус такого человека: либо он подозреваемый, либо потерпевший, либо свидетель.