7 декабря на Самусьском судостроительно-ремонтном заводе состоялась церемония закладки партии из 10 морских барж, которые будут построены для Енисейского речного пароходства (ЕРП, дочернее предприятие «Норникеля»). Общая стоимость контракта — 2 млрд руб. Первые две баржи ЕРП получит уже в 2022 г.
В церемонии приняли участие директор департамента логистики «Норникеля» Равиль Насыбуллов, генеральный директор управляющей компании «Норникель-ЕРП» Ольга Ксанф, исполнительный директор ЕРП Евгений Грудинов и директор Самусьского судостроительно-ремонтного завода Николай Вдовенко.
Контракт на постройку судов был подписан в мае 2021 г. Серия из 10 несамоходных барж-площадок проекта RDB 66.68М имеет морской класс М-СП3,5 (лед30). Их уникальность в том, что с учетом пожеланий заказчика в проект были внесены корректировки. В частности, при сохранении грузоподъемности уменьшены габариты и вес, что позволит снизить затраты на топливо при буксировке. Длина баржи составит 92 м, доковый вес — 700 т, грузоподъемность в речных условиях — 3 000 т, в морских — 2 500 т.
В типовой проект баржи был внесен ряд изменений, чтобы суда могли эксплуатироваться и в морских, и в речных условиях, быть универсальными. «В весенний период мы планируем использовать их на притоках Енисея — Нижней Тунгуске, Подкаменной Тунгуске, реке Большая Хета, выполняя в том числе и программу северного завоза, а после того, как порт Дудинка и Енисейский залив освободятся ото льда, — в морских условиях», — отметил Евгений Грудинов, исполнительный директор ЕРП.
Согласно условиям контракта, Самусьский судостроительно-ремонтный завод должен передать ЕРП две баржи в 2022 г. и по четыре в 2023 и 2024 гг.
«Новые суда необходимы для реализации масштабных инвестиционных проектов на Таймыре, таких как реновация Норильска, рассчитанная до 2035 г., и реализация «Серной программы» «Норникеля». Они помогут справиться со значительно возросшим грузооборотом», — прокомментировал директор департамента логистики «Норникеля». Он отметил, что строительство будет финансироваться с привлечением лизинговой схемы Сбербанка, а также с поддержкой Минпромторга России в виде субсидирования процентной ставки.
Увеличение грузопотока связано также с освоением новых месторождений природных ресурсов севера Красноярского края. Технику, оборудование, контейнеры, трубы, насыпные и прочие грузы для реализации новых проектов планируется возить на новых баржах.
«У нас имеется большая потребность во флоте, потому что спрос на речные перевозки в последнее время сильно увеличился и в ближайшее десятилетие будет расти, а пополнения флота в рабочем ядре пароходства давно не было. У Самусьского судостроительно-ремонтного завода был готовый, уже проверенный проект, который мы изучили и немного переработали с точки зрения того, что флот будет эксплуатироваться на Енисее, что позволило сократить сроки реализации. Кроме того, завод расположен в соседнем с нами регионе, и транспортное плечо по доставке готового флота позволило оптимизировать конечную стоимость», — подчеркнула Ольга Ксанф, директор управляющей компании «Норникель-ЕРП».
Самусьский судостроительно-судоремонтный завод был выбран в качестве исполнителя заказа не случайно. Сыграли роль и опыт в строительстве подобных судов, и удобное местоположение предприятия. Флот ЕРП будет принимать в Дудинке, куда он будет доставлен по Северному морскому пути.
По словам директора Самусьского судостроительно-судоремонтного завода Николая Вдовенко, заказ ЕРП — самый крупный за последние 20 лет. Он стал значимым шагом в развитии предприятия. «Контракт, предусматривающий строительство 10 морских барж, позволит на три года загрузить наши производственные мощности практически на 100%. Объем работы очень большой, и мы делаем все возможное для его скорейшего выполнения: восстанавливаем оборудование и приобретаем новое, полностью укомплектовали штат предприятия и вводим две смены работы заготовительного участка. Перед коллективом завода стоит задача выполнить заказ качественно и в срок», — рассказал Николай Вдовенко.