Антон Глушков: Инициативы регионов в области КРТ требуют централизованного регулирования

16 февраля в Государственной Думе состоялось заседание Экспертного совета по строительству, промышленности и проблемам долевого строительства при Комитете Госдумы по строительству и ЖКХ, посвященное комплексному развитию территорий и инфраструктурному строительству.

В нем приняли участие члены Экспертного совета, депутаты Государственной Думы, заместитель министра строительства и ЖКХ России Никита Стасишин и представители Минстроя России, а также приглашенные эксперты. От Национального объединения строителей в заседании принял участие президент НОСТРОЙ Антон Глушков.

Открывая заседание, председатель Экспертного совета Владимир Ресин отметил, что комплексное развитие территорий – это процедура, охватывающая всю страну и позволяющая решить многие проблемы российских городов, в том числе, в области ликвидации ветхого и аварийного жилья, развивать территории, у которых нет таких больших возможностей, как у Москвы, но граждане хотят жить в комфортной и современной городской среде.

Владимир Ресин подчеркнул, что для комплексного развития территорий (КРТ) нужны высокие темпы инфраструктурного строительства, а также опережающие темпы строительства социальных объектов. Нужно модернизировать всю стройиндустрию, внедрять цифровые технологии, повышать производительность труда. При этом банковская политика должна быть социально ориентированной, а кредиты – по силам большинству населения и бизнеса. Кроме того, нужно продолжить работу по совершенствованию градостроительного законодательства по принципу «не навреди».

Директор Департамента комплексного развития территорий Минстроя России Мария Синичич отметила, что на законодательном уровне проведена большая работа, до субъектов РФ доведен перечень нормативных актов, которые должны быть там приняты. Практически все регионы необходимые документы уже приняли, и работа по КРТ началась. Сегодня рассматривается 686 проектов КРТ на общую площадь 24 тыс. га. 138 территорий находятся в активной фазе, где заключаются договоры с правообладателями. Кроме того, разработаны и согласованы три проекта нормативных акта по корректировке постановления правительства России № 577, касающегося механизмов КРТ.

В 2021 году утвержден проект «Инфраструктурное меню», которое позволяет привлекать бюджетное и внебюджетное финансирование для КРТ. В рамках бюджетных инфраструктурных кредитов будет профинансировано почти 700 проектов, запущен механизм выделения средств Фонда национального благосостояния (ФНБ) на развитие коммунальной инфраструктуры. Все эти меры приведут к опережающему развитию инфраструктуры и подстегнут жилищное строительство.

Развивая тему КРТ, замминистра строительства Никита Стасишин подчеркнул, что нужно смотреть не только на объемы ввода жилья, но и на динамику выдачи разрешений на строительство и перспективы на 2-3 года вперед. На 1 февраля разрешения на строительство выдано на 144 млн кв. м, то есть, одномоментно строится почти 20 тысяч многоквартирных домов. При этом градостроительный потенциал составляет более 200 млн кв. м. Но не нужно забывать, что жилищное строительство – это не только жилье, но и общее развитие городов, транспортной сети, социальной инфраструктуры. Инфраструктура должна строиться не по остаточному принципу, а опережающими темпами – только тогда жилищные проекты будут экономически выгодными.

Заместитель председателя Комитета по строительству и ЖКХ ГД РФ Николай Алексеенко представил итоги проведенного им анализа пакетов региональных документов в области КРТ. Он отметил, что Минстрой России передал регионам право выработки критериев отнесения территорий к тем, которые могут войти в программы КРТ, однако никаких стандартных требований установлено не было. В результате многие регионы разработали документы, в которых одна и та же процедура названа по-разному, а требования существенно различаются. Кроме того, далеко не все региональные документы имеются в открытом доступе. У 60% регионов не указано, на основе каких документов проводится экспертная оценка зданий, попадающих в зону КРТ. Поэтому, по мнению Николая Алексеенко, подход к КРТ на региональном уровне нужно серьезно корректировать, и свободу, которую дали регионам, отрегулировать, чтобы не появилось социальное напряжение и обиженные граждане.

Президент НОСТРОЙ Антон Глушков отметил, что НОСТРОЙ подготовил аналитический отчет по реализации формальных требований в регионах по разработке документации для развития КРТ. При этом в регионах, действительно, наблюдается очень разнообразная практика по вовлечению земельных участков в оборот. Так, совещание, которое провел НОСТРОЙ с министрами строительства регионов Сибирского федерального округа, показало, что каждый субъект разработал свои документы по КРТ. Поэтому координирующая деятельность Минстроя России очень нужна.

Кроме того, сегодня не урегулирован вопрос, касающийся изъятия земельных участков, находящихся в частной собственности, которые вовлекаются в оборот по инициативе органов власти. Это очень важный вопрос, от решения которого зависит вовлечение в КРТ участков и домов индивидуального жилищного строительства. Также, подчеркнул Антон Глушков, необходимо продумать, как можно предоставить банковское финансирование на подготовку земельного участка к использованию в рамках КРТ – сейчас строительные компании должна это делать на собственные оборотные средства, которых у них нет.

И последнее – органы власти не должны заниматься участками, вовлекаемыми в КРТ, без консультаций или непосредственного участия бизнеса. Опыт нескольких регионов показывает, что даже там, где городские власти взяли на себя межевание и подготовку территории, бизнес отказывается начинать проекты, потому что в рамках данной территории они экономически несостоятельны.