Первые 7 месяцев 2024 года показали рост объемов производства и потребления цемента на 4,2% (37,2 млн тонн) и 2,6% (38,1 млн тонн), соответственно, к уровню 2023 года. Несмотря на это, прогноз от Союза производителей цемента «СОЮЗЦЕМЕНТ» неутешительный.
Председатель правления Союза и генеральный директор компании ЦЕМРОС Вячеслав Шматов в беседе с изданием «Интерфакс» рассказал, как помочь отрасли решить насущные проблемы.
- Вячеслав Вячеславович, чем объясняется динамика потребления цемента за первые семь месяцев текущего года?
Прежде всего высокими темпами выдачи кредитов перед завершением льготной ипотеки 1 июля. Это событие подстегнуло застройщиков: объем единовременно строящегося жилья в августе текущего года вырос на 12% по сравнению с аналогичным периодом 2023 года. Кроме того, по данным СОЮЗЦЕМЕНТа, число новых проектов, стартовавших в первом полугодии 2024-го, увеличилось на 7% к прошлому году.
- Вы предполагаете изменение тренда во втором полугодии?
Мы уже фиксируем снижение объемов потребления стройматериалов. В частности, потребление цемента в июне 2024 года сократилось к уровню июня прошлого года на 3,6%, в июле – на 2,3%. При этом, учитывая повышение ставок по ипотеке до 20-22% годовых и последующее за этим возможное снижение спроса, кривая может ринуться вниз еще стремительнее. Напомню: непродолжительное повышение ключевой ставки ЦБ РФ в 2014 году до 17% привело к длительному кризису в строительной отрасли: емкость цементного рынка сократилась с 71 до 53 млн тонн, а объем жилищного строительства – с 85 до 76 млн кв. м. Поступающие первичные оценки участников рынка отражают падение объемов выдачи ипотеки в июле 2024 года сразу на 60-70% (по данным ТАСС – прим. ред.). Очевидно, что точечная ипотека для отдельных категорий граждан не заменит всеобщего льготного кредитования. Считаю, что это не соотносится с планами по наращиванию объемов строительства в целях обеспечения граждан комфортным жильем. По моему мнению, в среднесрочной перспективе строительная отрасль продолжит функционировать в условиях, искажающих спрос и предложение, – прежде всего из-за высокой ключевой ставки.
Емкость цементного рынка во многом зависит от темпов строительства и модернизации инфраструктуры, в том числе транспортной (автомобильной, железнодорожной, авиационной) и социальной (возведение новых медицинских, образовательных, спортивных объектов). Соответствующие проекты могут потреблять примерно 50% продукции, и только в этом случае можно говорить о стабильном спросе на цемент. Однако пока мы не можем похвастаться такими показателями. Это говорит о том, что инфраструктурное и жилищное строительство нуждаются в господдержке.
- Ваш прогноз на 2024 год?
Спрос на цемент находится под влиянием многих факторов, действующих разнонаправлено. По моему мнению, в их числе динамика жилищного строительства, включая запуск новых проектов, макроэкономическая ситуация, доходы населения, привлекательность недвижимости по сравнению с банковскими депозитами, растущий импорт цемента, а также значительные сроки проведения работ от заливки первого кубометра бетона до сдачи дома. И все это далеко не полный список.
- Станет ли драйвером рынок ИЖС?
По нашему убеждению, сложно делать ставку на индивидуальное жилищное строительство как на фактор роста рынка. Да, в большинстве регионов доля ИЖС составляет более 60% от всего строительства. Однако стоит понимать, что человек зачастую не знает, какой дом будет строить, из какого материала и в какие сроки. Такие проекты часто меняются в процессе строительства, и даже «замораживаются» – закончились деньги, заболел родственник, направили в командировку и пр.
- Так каков же прогноз с учетом всего вышесказанного?
С учетом текущей динамики и относительно хороших показателей первого полугодия, мы ожидаем, что по итогам всего 2024 года спрос на цемент в России не превысит прошлогодние значения. Также мы допускаем сценарий, при котором объем потребления цемента может сократиться. При самых оптимистичных прогнозах цементный рынок может показать рост до 4% к 2023 году, однако в этом случае мы ощутим спад в полной мере в следующем строительном сезоне.
К тому же важно учитывать специфику изготовления цемента и невозможность длительного хранения, которые требуют заблаговременного планирования производственно-хозяйственной деятельности и сбытовой политики (от полутора до трех лет). Производство и продажа цемента в формате «пришел на завод и купил», «по требованию», «отгрузить прямо сейчас» – технологически невозможна.
- Как на фоне такой турбулентности строить производственные планы?
На уровне регионов перечень жилищных и инфраструктурных проектов, а также сроки их реализации вполне ясны и прозрачны. На их основе можно составить прогнозы потребления стройматериалов. Цементная отрасль отличается крупнотоннажностью, капиталоемкостью, что предполагает подготовку оборудования под конкретный спрос. Держать оборудование в полной готовности без перспектив загрузки экономически нецелесообразно.
При этом средняя загрузка отечественной цементной отрасли за последние 10 лет составила не более 61%. Отрасль готова обеспечить любой спрос в случае его возникновения. Вспомним, как в 2014 году в России было произведено 68,6 млн тонн цемента, после чего запущены новые производственные линии, однако до сих пор спрос на стройматериалы не достиг такого же уровня. В 2023 году объем производства составил 63 млн тонн. Рост объемов потребления дает ресурс для сдерживания цен на цемент, поскольку чем выше загрузка, тем ниже условно-постоянные затраты.
По Центральному федеральному округу среднегодовая загрузка не превышает 55%. По предварительной оценке, в январе-июле заводы ЦФО нарастили объем выпуска цемента к уровню 2023 года сразу на 6%, в то время как спрос на него в регионе сократился практически на 2%, а загрузка предприятий выросла на 3%. Даже в указанных условиях профицит мощностей всех заводов ЦФО превышает внушительную цифру в 8 млн тонн дополнительной продукции ежегодно.
- Тем не менее в период высокого строительного сезона загрузка предприятий будет выше, чем в среднем по году?
Естественно. Цементный рынок характеризуется сезонностью: спрос на цемент летом иногда превышает спрос зимой в 5-10 раз. Причем в последние годы мы наблюдаем лишь усиление сезонности. Если в середине июля загрузка предприятий составила 90%, а в начале января – 40%, это еще не говорит о дефиците.
В сложившейся ситуации, во-первых, необходимо принимать меры, направленные на сглаживание сезонности. По нашему убеждению, как минимум государственные стройки можно вести круглогодично, и такие примеры есть в российских регионах. На сегодняшний день нет никаких серьезных технологических препятствий для ведения зимнего строительства.
Во-вторых, на уровень загрузки цементных заводов напрямую влияют договоры производителей и потребителей. Клиенты получают наилучшую стоимость и отсутствие рисков неконтролируемого роста цен в сезон высокого спроса, а также гарантированные объемы отгрузок. В свою очередь, добросовестные производители стремятся исключить из цепочки продаж посредников, которые выкупают крупные партии цемента у предприятий, придерживают его для создания ажиотажа, а затем бесконтрольно и с наценкой перепродают стройматериалы конечному потребителю.
- Дефицита цемента нет, однако он не всегда в срок доезжает до потребителей.
На данный момент железная дорогая испытывает понятные сложности и на их решение потребуются время и ресурсы. В связи с этим производители постепенно переходят на автодоставку, однако она не способна полностью заменить ж/д. Тем более, отдельные регионы продолжают вводить весенние ограничения на движение большегрузного транспорта. Члены СОЮЗЦЕМЕНТа уверены, что каждое ограничение должно быть обосновано в соответствии с приказом Минстранса России. Так, например, на федеральных трассах такие ограничения уже давно не применяются, и это не сказалось на качестве дорог.
Один из самых острых вопросов по ж/д сейчас – проект приказа, который устанавливает перерабатывающую способность и вместимость путей необщего пользования в качестве ограничения при согласовании заявок на перевозку грузов, а также заадресовку порожних вагонов. Я считаю, что в нормативных актах нет определения этих понятий, четкого порядка расчета и описанных возможностей для корректировки. В СОЮЗЦЕМЕНТе полагают: необходим единый ресурс, который будет содержать информацию о перерабатывающих способностях и вместимости подъездных путей предприятий, причинах отказа в согласовании заявок, предложения альтернативных вариантов перевозок в другой период или по другим направлениям. Процесс должен стать предельно прозрачным. Причем Федеральная антимонопольная служба как независимый орган могла бы выступить в роли оператора такого ресурса. Эта инициатива нуждается во всестороннем обсуждении.
- Как на отечественный рынок стройматериалов влияют поставки цемента из других стран?
Цемент в Россию завозят прежде всего из Беларуси, Ирана, Казахстана, Китая и Вьетнама. Импорт цемента за 7 месяцев 2024 года составил 2 млн тонн (+7% к уровню 2023 года), а экспорт – 0,6 млн тонн (+4% к уровню 2023 года). Замещение зарубежных поставок могло бы обеспечить загрузку 2-3 российских заводов. При этом объем поставок даже в размере 2 млн тонн уже значительно сказывается на отечественной цементной отрасли.
Если ситуация изменится (а она может измениться по целому ряду факторов) и объемы импорта при низкой или средней загрузке вырастут, то в России начнут закрываться цементные заводы. Однако важно понимать, что цемент – стратегически значимый продукт, без которого невозможно построить ни одно здание. Я уверен: если страна теряет возможность обеспечивать себя важнейшим стройматериалом, она сразу лишается независимости. Отсутствие цемента становится сдерживающим фактором развития, а возможность управления получает страна-импортер. И это мы еще не говорим о поселках, где закроются эти предприятия, зачастую градообразующие.
Важно понимать, что угроза неконтролируемого роста импорта предельно реальна. Так, за последние 3 года его объем вырос почти в 2 раза. Например, Китай обладает крупнейшими производственными мощностями по цементу в мире. По данным Национального бюро статистики Китая, производство цемента в 2023 году составило 2,02 млрд тонн, при этом мощности оцениваются в 3,4 млрд тонн в год. Продукция производится на современных заводах по сухому способу и отличается низкой себестоимостью. На данный момент поставки цемента в Россию сдерживает внутренняя политика Китая, направленная на сокращение мощностей, а также отголоски коронавирусных ограничений, логистические сложности и пр. Однако спустя время эта лавина цемента может хлынуть в Россию, и сработает «эффект домино» – последствия почувствуют все производители, от Калининграда до Камчатки. Именно поэтому мы просим государство рассмотреть возможность введения защитных мер в цементной промышленности.
- Рассматривает ли СОЮЗЦЕМЕНТ фальсификат как угрозу отрасли?
Прежде всего фальсификат – угроза жизни и здоровью граждан, так как конструкции на основе цемента неустановленного качества могут в любой момент растрескаться и обрушиться, иногда имеют опасный химический и радиационный фон. Кроме того, производители подделок наносят ущерб госбюджету, поскольку не платят налоги. Согласно данным Ассоциации по техническому регулированию, объем предполагаемого незаконного оборота цемента в 2023 году – 13,7 млн тонн, что составляет не менее 22,1% к общему объему цемента, произведенному за этот период.
Чтобы снизить долю фальсификата на рынке, необходимо проводить инспекционный контроль на границе каждой партии ввозимого не из ЕАЭС цемента, отменить мораторий на проверки и вернуть государственный контроль за оборотом цемента. Эксперимент по возвращению госконтроля уже стартовал: важно в его рамках выработать реально действующие механизмы надзора. Еще одно направление – обеспечение эффективной работы системы обязательного подтверждения соответствия качества продукции, в том числе через должный контроль за органами по сертификации цемента.
- Как меняется себестоимость производства цемента?
Вы можете сделать выводы сами. Цементное производство энергоемкое. С 1 декабря 2023 года оптовые цены на газ для промышленных потребителей индексированы на 10%, с 1 июля 2024 – на 11,2%. Индексация цен на электроэнергию с 1 июля 2024 составила 9%. Тарифы на ЖД-перевозки в конце прошлого года повысили на 10,75%, рыночные ставки для подвижного состава выросли на 11-27% (в зависимости от вида парка). По сравнению с 2023 годом, рост затрат на доставку автомобильным транспортом доходит до 40% в сезон; водным транспортом – до 15-18% в зависимости от маршрута; индексация услуг по перевалке – 7-18% (в отдельных областных городах до 30%). Индексация цен на покупное сырье составила 12-32%, учитывая вид сырья и удаленность доставки. Рост цен на упаковку и упаковочные материалы: мешки бумажные – +21,7%, полимеры – +10%. Цементная отрасль, будучи социально ответственной, продолжает увеличивать зарплаты сотрудникам: в апреле этого года в среднем оплата труда цементников выросла на 10%. При этом до конца 2024 года нас ожидает еще цикл индексации.
Также произошел очередной резкий рост стоимости услуг подрядных организаций по выполнению строительно-монтажных работ – на 34%. Это связано с увеличением заработной платы квалифицированных дефицитных рабочих (сварщиков высшей категории, монтажников, высотников). С начала года МРОТ вырос на 18,5%. Банк России принял решение о повышении ключевой ставки до 18% годовых, что привело к увеличению расходов по процентам (в сравнении с ключевой ставкой в 8,5% на август 2023 года). При этом все обязательства цементной промышленности по получению Комплексных экологических разрешений (КЭР) и выполнению индивидуальных программ повышения экологической эффективности (неотъемлемая часть КЭР) остаются в силе. Совокупность всех этих факторов приводит к росту себестоимости производства цемента более чем на 12-15% в год.
- Как это влияет на стоимость жилья?
Никак не влияет. Себестоимость цемента не может служить причиной роста цен на квартиры. По данным Росстата, цены на рынке первичного жилья в России выросли в 2,02 раза в 2023 году по сравнению с 2018 годом. Цены на цемент для строителей за аналогичный период выросли менее чем в 1,5 раза. По данным ООО «СМ Про», доля материальных составляющих в стоимости жилья снизилась в 1,7 раза – с 45 до 27%. По данным Минпромторга России за 2022 год, доля цемента в строительно-монтажных работах составила 3,5%, а в итоговой цене квадратного метра жилья на первичном рынке – 1,8%.
Я убежден, что заявления о связи цен на стройматериалы и жилье направлены на то, чтобы обосновать увеличение сметной стоимости строительства. Сметы, по существу, устаревают еще до их утверждения, поскольку применяемые индексы-дефляторы не отражают реального состояния цен. Можно устранить корень этой проблемы, установив такие коэффициенты, которые приблизили бы сметные стоимости к действительности. А в реальных причинах роста стоимости жилья с учетом его высокой социальной значимости должна разбираться независимая государственная комиссия. Стройматериалы здесь точно ни при чем.
- Как идет реализация отраслевой программы «Применение альтернативного топлива из отходов в промышленном производстве на 2022-2030 годы»?
Предприятия цементной промышленности готовы вести работу в данном направлении. В частности, заводы компании ЦЕМРОС уже используют альтернативное топливо в порядке эксперимента. Однако, чтобы масштабировать этот опыт на всю отрасль, требуется выполнить капиталоемкую модернизацию каждого завода, обеспечить предприятия пригодными к утилизации отходов в необходимых объемах, усовершенствовать соответствующую нормативно-правовую базу. Одна из ключевых проблем – отсутствие как такового альтернативного топлива в регионах. Сейчас оно производится в основном в Московской и Ленинградской областях.
Но есть и другая проблема. В России не развито производство оборудования для изготовления и подачи альтернативного топлива, а существующие образцы выпускаются едва ли не в единственном экземпляре. По моему мнению, отрасль не сможет справиться с решением столь глобальных задач без государственной поддержки, поэтому вопрос о субсидиях на поставку альтернативного топлива и организацию его потребления становится все более актуальным. Полагаем, на законодательном уровне важно признать сжигание ТКО в заводских печах обжига утилизацией в рамках Расширенной ответственности производителей (РОП).
- На днях металлурги заявили о том, что металлопотребление по итогам второго квартала выросло на 3,1%. Основным драйвером выступила строительная отрасль, ее рост составил 3,3%. Доля цемента в строительстве снижается?
Да. Уверен, что государство стимулирует развитие деревянного и металлического домостроения, в то время как потребление цемента в строительстве тоже заслуживает внимания. Цементные технологии проверены временем, а бетон с годами только набирает прочность. Несмотря на это, к сожалению, сегодня отрасль не может пользоваться Кластерной инвестиционной платформой, она не представлена и в других программах Фонда развития промышленности. Кроме того, в этом году портландцемент не включили в Перечень промышленной продукции для компенсации части затрат на транспортировку (в целях экспорта). Получается, что ни одна госпрограмма фактически не подходит под специфику производства и потребления цемента, хотя этот стройматериал является стратегически значимым товаром. Тем не менее цементники готовы поддержать своей продукцией все масштабные инициативы государства, такие как создание новых городов, значительное увеличение объемов жилищного, промышленного, инфраструктурного строительства, возведение надежных и безопасных цементобетонных трасс во всех регионах страны.