В настоящее время международное объединение БРИКС активно развивается и включает в себя пять стран: Бразилию, Россию, Индию, Китай и Южную Африку. В рамках данного развития планируется вступление в объединение шести новых стран: Аргентины, Египта, Ирана, Объединенных Арабских Эмиратов, Саудовской Аравии и Эфиопии. При этом более 40 государств проявили заинтересованность в присоединении к БРИКС, 23 из которых уже официально подали формальные запросы на вступление в данное союзное образование. В этой связи представляется ускорение темпов валютной и таможенной интеграций ввиду расширения количества участников международной организации.
Рассматривая перспективу организации отдельной функционирующей валюты в рамках БРИКС, можно сказать, что в настоящее время подобная концепция столкнулась с серьезными вызовами для ее реализации. В числе данных факторов следует выделить:
1. Замедление темпов экономического роста многих участников объединения на основании внутренних и внешних макроэкономических факторов;
2. Отсутствие понимания технологических аспектов цифровизации в сфере валютного регулирования;
3. Широко развитые геополитические аспекты, которые выражаются в применении методов санкционного воздействия для ограничения темпов экономического развития государств-членов БРИКС.
Подобные обстоятельства создают неопределенность в рамках развития сферы валютных отношений и осложняют процесс интеграции валютных систем, пиком которой является создание единой, функционирующей валюты межгосударственного объединения.
Помимо этого, важно указать, что имеют место быть различия в целях развития валютной системы БРИКС. Так, Бразилия и Российская Федерация широко стремятся уйти от влияния доллара на свои экономические системы. Но в тоо же время, Индия и Китай не готовы отказываться от подобной валюты, ввиду наличия развитых торговых связей с Соединенными Штатами Америки.
В этой связи можно говорить о том, что в настоящее время создание единой валюты в рамках БРИКС скорее невозможно, ввиду наличия большого количества факторов, ограничивающих проведение подобного процесса в современной экономической системе.
Вместе с тем, возможность обсуждения создания единых расчетных систем существует. Это может быть расчетная единица исключительно для стран – членов БРИКС. Скорее всего данная расчетная единица не будет единой валютой, как в странах ЕС, а как альтернатива доллару. В данной расчетной единице могут выражаться стоимости товарных поставок, бенчмарки по каким-то товарам с тем, чтобы не зависеть от единой валюты или того эмиссионного центра, который непонятно как осуществляет эмиссию этих денежных знаков.
В настоящий момент Российская Федерация является инициатором создания нового расчетного механизма, который будет выполнять функции денежной единицы. Подобная мера обладает меньшей сложностью в рамках организации и регулирования валютных взаиморасчетов, по сравнению с созданием кардинально новой валюты для использования несколькими субъектами экономической системы в целом.
Предлагаемым путем решения проблемы активного использования доллара в международных расчетах, а также кредитовании и финансировании важнейших проектов в рамках БРИКС, главой Нового Банка Развития Дилмой Руссефф представлена инициатива по реализации кредитования в местных валютах государств (бразильских реалах и южноафриканских рандах). Такие кредиты, считает Руссефф, позволят заемщикам в странах – членах БРИКС избежать валютного риска и колебаний процентных ставок в США. При этом глава НБР подчеркнула, что местные валюты являются альтернативой не доллару, а всей финансовой системе, которая до сих пор была однополярной. Теперь же ей на смену приходит многополярная система. При этом кредиты банк, как считает Дилма Руссефф, в отличие от МВФ и Всемирного банка, выдает, не требуя проведения какой-то определенной политики (Банк БРИКС намерен начать выдавать кредиты в валютах Бразилии и ЮАР.
Можно отметить, что подобные перспективы, внедряемые основным международным финансовым органом, существующим в рамках БРИКС, являются важнейшими шагами к реализации основных целей союза.
Анализируя перспективы развития валютной интеграции в рамках БРИКС, можно отметить, что ключевые положения касаются уменьшения использования доллара при международных расчетах, а также создания собственного механизма проведения международных платежей между государствами-участниками БРИКС. В данной связи можно отметить, что в настоящий момент наиболее важными направлениями сотрудничества в рамках международной организации БРИКС является валютная и таможенная интеграция государств-членов. Перспективы валютной интеграции напрямую коррелируются с ключевыми задачами БРИКС, как межгосударственного объединения и направлены на постепенное достижение независимости от доллара и переход к собственной системе международных расчетов на основании национальных валют, а также с использованием внутренней платежной системы.
Любовь Адамская, доцент кафедры Государственного и муниципального управления Финансового университета при Правительстве Российской Федерации