Юрий Бухарев: «Специализация беспилотника зависит от фантазии разработчика»

Директор Центра «Беспилотные летательные аппараты» МАИ о перспективах гражданского направления БПЛА
Пресс-служба МАИ

В Центре «Беспилотные летательные аппараты» Московского авиационного института (МАИ) занимаются разработкой БАС разных типов, а его директор Юрий Бухарев подчеркивает, что конструкторы не делят аппараты на сорта в зависимости от того, как их будут применять.

Каждый беспилотник – это носитель, а вот какой аппаратурой и в каких целях его снабдят пользователи – вопрос следующего порядка. Направление считается сейчас более чем перспективным: в 2023 г. правительство утвердило стратегию развития беспилотной авиации, а к 2035 г. рынок БАС должен вырасти до 1 млн единиц в год с постепенным увеличением доли российских производителей с 50 до 80%. О том, из каких компонентов сейчас собирают БАС, можно ли допускать студентов к этому процессу , а также о гражданском применении устройств Бухарев рассказал в интервью «Ведомости. Науке».

– Над какими направлениями мирного применения беспилотников вы сейчас работаете?

– Мы делаем беспилотники гражданского применения. Они относятся в основном к сфере наблюдения, являются носителями фото- или видеокамер для мониторинга. У нас также есть направление, которое связано с агросектором, – это внесение с помощью дронов удобрений в посев. Так называемые агродроны возят от 20–30 до 100–150 кг полезной нагрузки...

Если рассматривать компоненты, то у нас в институте ведется разработка аккумуляторных батарей, перспективных источников энергии. Коллеги также занимаются разработкой автопилота – специальных пультов и программного обеспечения для них. Это, по сути, сферы, которые являются трендовыми и перспективными на рынке. Они входят в состав программ, которые будут представлены на уровне правительства, таких как Стратегия развития БПЛА. 

– Беспилотники, которые вы проектируете, полностью состоят из российских компонентов?

– Сейчас на рынке чего-то полностью российского, к сожалению, нет. В основном работа связана с тем, что мы патчим определенные передовые технологии в разработке радиоэлектронных компонентов, из-за этого у нас есть в этом определенное отставание в производстве. Поэтому почти все, что производится, состоит из импортных китайских компонентов или частично из российских и китайских. Но уже действует программа развития БПЛА, которая предполагает применение российских компонентов, чтобы можно было не зависеть от импортной составляющей.

Центр «Беспилотные авиационные системы» МАИ

Центр «Беспилотные авиационные системы» – это научно-производственное подразделение кафедры 101 «Проектирование и сертификация авиационной техники» Института № 1 «Авиационная техника» МАИ. Основная цель центра – это ускоренная коммерциализация научно-технического задела, создаваемого МАИ, путем интеграции и развития существующих в вузе и у партнеров компетенций. Центр принял участие сразу в нескольких проектах, в том числе по созданию экспериментального участка комплексной системы доставки грузов с использованием беспилотников в экосистеме ПАО «Сбербанк». Специалисты центра также участвуют в реализации проекта по созданию системы обнаружения и распознавания дефектов электрооборудования с использованием беспилотников и технологий искусственного интеллекта.

– С какими партнерами из бизнеса вы сейчас взаимодействуете?

– Мы занимаемся агродронами, и все наши отечественные фирмы, которые занимаются сельским хозяйством, можно считать потенциальными партнерами. Мы работаем с частью из них для того, чтобы сделать агродрон для опыления или засейки, а также для создания аппаратов под исследование полей. У нас [среди партнеров] есть компания, которая занимается агробизнесом. Им был необходим дрон для того, чтобы мониторить состояние земли, а также наблюдать за поведением посевов. 

Представьте: приезжает агроном на поле с небольшим аппаратом, на котором стоит фототаймер хорошего разрешения. Агроном запускает этот аппарат для того, чтобы промониторить состояние полей. Дрон облетает поле в радиусе 9 км и собирает информацию. На основании данных далее анализируется, сколько сорняков на полях или куда именно нужно внести удобрение. На следующем этапе приезжают специалисты с большим дроном, который будет нести химию для борьбы с вредителями или препараты для подкормки. 

Мы делаем не просто аппарат, а целую экосистему для работы в полях. 

– Если студент хочет заниматься беспилотниками гражданского производства, вы бы посоветовали ему агросферу как одно из перспективных направлений в будущем в этой сфере? 

– Беспилотник является носителем чего угодно. У студента, который интересуется БАС, довольно широкий выбор с точки зрения его применения. Он начинает заниматься непосредственно беспилотником, а для специализации может выбрать себе направление. Например, сферу наблюдения и мониторинга. Люди, которые занимаются беспилотниками, хорошо понимают все, что связано с видеокамерами, фотокамерами, оптикой. Они могут разобраться с картографированием или мониторингом больших площадей с помощью хороших фотоаппаратов. Но мы даем возможность прокачаться в разных сферах!

– Как к вам можно попасть для дальнейшей работы, только из МАИ?

– Центр создавался не только для работы с нашими студентами: мы все-таки делаем коммерческую работу под заказчиков. Мы смотрим в сторону определенного баланса: с одной стороны, работаем со студентами, чтобы вырастить из них специалистов под себя. При этом с нами работают люди, «нюхнувшие пороху»: из авиации, из конструкторских бюро, которые занимаются роботизированной техникой. 

Если набрать только студентов, то вы, естественно, не получите аппарат, который сможете неоднократно собрать потом. Все, что касается разработки, это процесс, который изучается годами с накоплением опыта. А у студентов есть энтузиазм собрать один образец, а потом его уже не повторить. Поэтому они получают задание уже от более взрослых коллег. Или им говорят сесть и описать свою задумку на бумаге, чтобы понять, что еще не продумано.

Зачем нужна эта работа

Генеральный директор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров отмечает, что гражданские беспилотники чаще всего используют аграрные компании для внесения удобрений. Помимо этого они нужны для решения вопросов, связанных с картографией и прочими исследованиями земной поверхности: аэрофотосъемкой, видеотепловизионным мониторингом, лазерным сканированием, мультиспектральной съемкой, газоанализом. БПЛА также нужны для нефтегазовой отрасли, электроэнергетики, строительства и городского хозяйства и экологического мониторинга.

– Можно ли применять БПЛА для науки и исследований?

– Еще раз обращу внимание, что беспилотник – это носитель. Что вы на него закрепите, то и будет его специализацией. Наука – это в основном исследование каких-либо объектов. Например, есть беспилотники, которые используются для мониторинга – на них ставятся камеры. Аппараты могут быть носителями не только простых камер, но и специальных полезных нагрузок в виде камер с более коротким спектром наблюдения. Они не видны человеческому глазу, но используются для выявления или наблюдения за какими-то аномалиями. Есть и другие полезные нагрузки, которые позволяют измерить магнитные поля, – это гидрометры. Здесь все зависит только от фантазии разработчика. Если тебе необходимо посмотреть на какой-то большой объект исследования сверху, то ты приходишь со своей идеей к специалисту по беспилотникам. Вы обсуждаете концепцию, и он создает установку для исследования. 

– Многие родители, когда направление БПЛА появилось в ОБЖ, стали опасаться, что дети будут знакомиться только с их военным применением. Как лучше рассказать об этой теме детям? 

– Я бы здесь привел такой пример: во время учебы у нас были уроки по работе с компьютером. После их окончания можно было получить «корочку» оператора ЭВМ. С беспилотниками может действовать тот же механизм: можно научить школьников пользоваться инструментом, который позволит в будущем использовать его как заблагорассудится. Беспилотник в данном случае тоже выступает в качестве инструмента, как и компьютер. 

На уроках ОБЖ, мне кажется, нужно рассказывать, из чего состоит аппарат, почему летает, как летает, какие виды существуют. Нужно пояснять все, что связано с полетом аппарата, обработкой данных полезных нагрузок. Чтобы детям не было скучно, можно разбавить уроки летной практикой. Школьники увидят, как работает беспилотник, не только из рассказов. На уроках ОБЖ ведь еще рассказывают про автомат Калашникова, показывают его...

– Если школьники способны запомнить строение автомата Калашникова, то строение беспилотника тоже смогут запомнить?

– Я думаю, да, потому что это все-таки «хайповая» тема сейчас. Для многих школьников это было бы толчком для того, чтобы продолжить знакомство с беспилотниками и даже получить образование или квалификацию.