Как УЕФА реформирует Лигу чемпионов ради роста доходов

    В новом формате участников станет больше, топ-клубы будут чаще играть между собой
    2-й матч 1/8 финала Лиги чемпионов УЕФА: «Челси» (Англия) — «Атлетико М» (Испания) /NEIL HALL / EPA / ТАСС

    Европейский союз футбольных ассоциаций (УЕФА) вот-вот официально утвердит новый формат своего главного турнира – Лиги чемпионов. С 2024 г. в ней будет 36 участников вместо 32, дополнительные места получат топ-клубы, они же благодаря новой системе розыгрыша будут чаще играть между собой, а суммарно в Лиге чемпионов станет на 100 матчей больше. Такие масштабные изменения – реакция УЕФА на угрозу богатейших клубов создать альтернативный коммерческий турнир.

    Ускорение из-за угроз

    В разгар коронакризиса 2020 г. УЕФА остро ощутил опасность: самые влиятельные клубы континента на фоне внезапных экономических сложностей, вызванных пандемией, перевели в интенсивный режим переговоры о создании европейской Суперлиги.

    Планировалось, что проект закрытой лиги из 20 избранных клубов помогут запустить инвесторы из США, а участникам будет гарантирован доход свыше 300 млн евро – тогда как в Лиге чемпионов финалисты сезона 2019/20, «Бавария» и ПСЖ, заработали 130 млн и 134 млн евро соответственно. Обсуждения были по большей части непубличными, однако экс-президент «Барселоны» Жозеп Бартомеу в октябре 2020 г., объявляя об уходе, открыто заявил: «Барса» приняла предложение об участии в Суперлиге.

    Несмотря на предостережения со стороны ФИФА и всех континентальных органов футбольной власти, что игроков, участвующих в непризнанном турнире, не допустят до чемпионата мира, чемпионатов Европы и т. д., УЕФА пришлось предпринимать ответные действия.

    Зимой 2021 г. постепенно открывались подробности того, как организация планирует усовершенствовать Лигу чемпионов, чтобы добиться большей финансовой привлекательности и, соответственно, большего дохода для клубов. Конкретных сумм пока не называют, потому что они будут напрямую зависеть от новых медиаконтрактов и спонсорских соглашений (их заключают на трехлетние циклы, большинство договоров на 2021–2024 гг. уже подписаны, поэтому обновить формат можно только с 2024 г.). Однако все стороны уверены: речь пойдет о существенном увеличении прибыли.

    Валовой доход УЕФА от проведения еврокубков в сезоне 2020/21, последнем из нынешнего цикла, составляет 3,25 млрд евро. Между участниками распределят 2,55 млрд евро, из них 2,04 млрд евро – среди клубов Лиги чемпионов.

    Топ-матчи помогут зарабатывать

    УЕФА видит два ключевых способа нарастить выручку. Во-первых, в Лиге чемпионов смогут сыграть на четыре топ-клуба больше. Увеличение до 36 участников нужно, чтобы видеть в турнире тех, кто на уровне бренда представляет интерес для аудитории, но в конкретном сезоне не смог отобраться через национальный чемпионат.

    Такие случаи неизбежны в первую очередь из-за высокой конкуренции в Англии. Четыре дополнительных слота планируется заполнять в зависимости от исторического рейтинга УЕФА. Например, в сезоне 2020/21, если бы такая система уже действовала, в турнире было бы на два английских клуба больше – спецприглашения получили бы лондонский «Арсенал» и «Тоттенхэм», а также португальская «Бенфика» и итальянский «Наполи». Все они входят в топ-20 и располагаются выше лучшего из российских клубов, «Зенита», который замыкает двадцатку (петербуржцы сыграли в группе напрямую как действующий чемпион России).

    Во-вторых, и это даже важнее, планируется, что в Лиге чемпионов будет больше игр топ-клубов между собой. Сейчас на групповом этапе недостаточно матчей повышенного интереса: при формировании групп учитывается клубный рейтинг УЕФА, а жеребьевка устроена так, что больше двух команд из топ-16 не могут оказаться в одной группе.

    В новом варианте внедрят швейцарскую систему розыгрыша – она пришла из шахмат. Ее принцип в том, что каждый следующий матч команда проводит с максимально близкой к себе в турнирной таблице.

    У соревнования в таком формате нет заранее определенного календаря, установлены только даты матчей, а соперники на каждый следующий тур определяются по итогам предыдущего. Но с условием, что дважды с одним и тем же встретиться нельзя.

    Швейцарская система нужна, чтобы свести к минимуму количество матчей, где один соперник заведомо сильнее другого, а также решает задачи другого уровня. Топ-клубам не так важно, что в матчах с сильными соперниками больше шансов проиграть, первостепенно для них, что рост числа таких матчей поможет нарастить и медиаконтракты, и билетную выручку.

    Как делить доходы

    УЕФА представил клубам обновленную схему еще в феврале 2021 г. Ожидалось, что на собрании 31 марта члены организации утвердят новый вариант, однако этого пока не произошло – окончательное решение отложили до 19 апреля 2021 г. Схема проведения вопросов не вызывает, дискутируют относительно принципов распределения доходов.

    Представители лиг с 6-й и ниже (все, кто после Англии, Испании, Италии, Германии и Франции), в том числе Россия, борются за равномерное разделение повышенной прибыли, топ-клубы настаивают на том, что дополнительную ценность создают именно они, а значит, у них есть право требовать большего для себя.

    Чтобы финализировать реформу, УЕФА должен договориться с Европейской ассоциацией клубов, которую возглавляет один из идеологов всех изменений – президент «Ювентуса» Андреа Аньелли.

    «В организации единодушие: пока с УЕФА еще не выработана позиция, которая устраивала бы всех и позволяла одобрить изменения после 2024 г. Однако мы тесно работаем с представителями УЕФА все последние недели, обсуждаем детали проекта и приближаемся к выходу, который устроит все стороны, а также позволит быть уверенными в стабильном будущем европейского футбола», – уточнил для «Ведомости. Спорта» представитель ассоциации Алун Воган.

    Клубы хотят оставить за собой ключевые управленческие решения, в том числе предлагают создать новую структуру, которая занялась бы реализацией коммерческого потенциала новой Лиги чемпионов, а УЕФА настаивает как минимум на праве вето при принятии ключевых решений и хочет продолжить работу с агентством TEAM Marketing, которое с начала 1990-х помогает зарабатывать на главном клубном турнире.

    Интересы России в этом вопросе представляет президент Российской премьер-лиги (РПЛ) Сергей Прядкин, он входит в совет директоров Ассоциации футбольных европейских лиг. В РПЛ подтверждают, что УЕФА обсуждает реформу со всеми заинтересованными сторонами. Глава пресс-службы РПЛ Дмитрий Зеленов рассказал «Ведомости. Спорту», что представители российских клубов, лиги и Российского футбольного союза отдельно встречались с высшим руководством УЕФА: они ознакомились с презентацией проекта и напрямую задали ключевые вопросы.

    «РПЛ в первую очередь волнует вопрос квоты для России после 2024 г., солидарная позиция всех лиг, которые не входят в топ-5, – увеличение количества участников до 36 не должно происходить только в пользу ведущих клубов, – уточнил Зеленов. – Второй ключевой для нас вопрос – распределение доходов, в наших интересах рост доходов не только в Лиге чемпионов, но также в Лиге Европы и в Лиге конференций. Третий момент – календарь. Матчей будет больше, расписание станет плотнее. В отличие от большинства лиг мы рано уходим на зимний перерыв, что может создать сложности. В УЕФА услышали нашу позицию, обсуждение продолжается».