«Манчестер Сити» возглавил рейтинг самых ценных футбольных брендов мира. В топ-50 – лишь один клуб не из Европы

    Англичане опередили «Реал» за счет сверхдоходов в 2022 г.
    Стоимость «Манчестер Сити» сегодня составляет не менее $1,6 млрд /Marc Atkins / Getty Images

    «Манчестер Сити» накануне финала Лиги чемпионов против «Интера» возглавил рейтинг самых дорогих футбольных брендов мира по данным аналитической платформы Brand Finance. Оценка стоимости клубов в отчете включала данные маркетинговых исследований с участием более чем 10 000 футбольных болельщиков и экспертов из Европы, Бразилии, Китая и США.

    Рейтинг стоимости брендов футбольных клубов Brand Finance публикует ежегодно с 2010 г. В свежей версии рейтинга «Манчестер Сити» обошел «Реал», который занимал первое место на протяжении последних четырех лет. Английский клуб оценили в 1,51 млрд евро ($1,6 млрд), за год стоимость бренда выросла на 13%. «Реал» оказался на втором месте. Его стоимость за год понизилась на 4% и составляет 1,46 млрд евро ($1,5 млрд).

    Стоимость еще пяти клубных брендов превысила 1 млрд евро. Места с третьего по восьмое в рейтинге заняли «Барселона» (1,37 млрд), «Манчестер Юнайтед» (1,36 млрд), «Ливерпуль» (1,36 млрд), ПСЖ (1,13 млрд) и «Бавария» (1,1 млрд). Единственным неевропейским клубом в рейтинге оказался бразильский «Фламенго», который оценили в 97,85 млн евро. Российские клубы в рейтинг не вошли.

    Составители рейтинга отметили впечатляющий прогресс «Манчестер Сити» за последние годы. Начиная с сезона 2017/18 команда стала чемпионом Англии пять раз из шести возможных, а в 2020 г., когда пандемия коронавируса пошла на спад, бренд клуба вырос на 34%, что является самым крупным показателем в мировом футболе. В сезоне 2021/22 выручка «Сити» составила $761 млн – это самый высокий общий доход за финансовый год для футбольных клубов. Именно этот фактор и позволил англичанам опередить «Реал» в рейтинге.

    В 2023 г. «Сити» во второй раз за три года вышел в финал Лиги чемпионов. В решающем матче сезона 2020/21 команда Хосепа Гвардиолы уступила «Челси» (со счетом 0:1), но к предстоящей игре с «Интером», которая состоится 10 июня, подходит в статусе явного фаворита. За победу в турнире английский клуб, учитывая результаты на групповой стадии и в плей-офф может заработать порядка 83,2 млн евро – ровно столько из призового фонда Лиги чемпионов забрал прошлогодний победитель «Реал».

    К экономическому превосходству «Сити» привела компания Abu Dhabi United Group, выкупившая клуб в 2008 г. и обеспечившая приток инвестиций. К этому моменту клуб не выигрывал трофеев более 30 лет (последним был Кубок лиги, завоеванный в 1976 г.). При инвесторах из ОАЭ «Сити» пока завоевал 19 титулов.

    Дальнейшее развитие клуб связывает с увеличением вместимости стадиона «Этихад» (она вырастет с нынешних 53 400 до 61 000 зрителей). Кроме того, с каждым годом расширяется холдинг City Football Group, в котором «Сити» является флагманским проектом. Помимо англичан, в конгломерат входят еще 11 клубов из Европы, Азии, Австралии, а также Северной и Южной Америки.

    Правда, и безоблачными перспективы «Сити» назвать нельзя. В феврале Английская премьер-лига (АПЛ) по итогам многолетнего расследования выявила в деятельности «Сити» более 100 нарушений финансового регламента (в их числе завышение доходов от спонсоров, предоставление неполной информации о зарплатах игроков и тренеров, нарушения финансового фейр-плей УЕФА) и объявила о начале судебных разбирательств с клубом.

    Заседания проходят за закрытыми дверями и, по данным британских СМИ, могут затянуться еще на несколько лет. В списке возможных санкций – самые разнообразные наказания: от денежного штрафа и ограничений на трансферную деятельность до снятия очков и отправки в один из низших дивизионов.