Сделка недели: Английская премьер-лига продала внутренние ТВ-права до 2029 года

    Два вещателя заплатят 6,7 млрд фунтов за четыре года – это рекорд для европейских лиг
    Телеканал Sky транслирует матчи АПЛ с момента образования лиги в 1992 г. /IMAGO / PRiME Media Images

    Английская премьер-лига (АПЛ) в декабре объявила о продаже ТВ-прав на территории Великобритании. Лига заключила контракты с вещательными компаниями Sky Sports и TNT Sports на четыре сезона – с лета 2025 г. до лета 2029-го. Кроме того, BBC сможет бесплатно показывать ключевые моменты всех матчей чемпионата. Суммарная стоимость сделки составила 6,7 млрд фунтов – это крупнейшая сумма, которую когда-либо платили за спортивные трансляции в истории Великобритании. Также она является крупнейшей для европейских лиг.

    О подробностях нового соглашения сообщили в The Guardian. По данным издания, с 2025 г. жители Великобритании смогут смотреть в прямом эфире на 25% матчей больше, чем раньше. В частности, телеканалу Sky досталось четыре из пяти пакетов прямых трансляций – это 215 игр за сезон, на 100 больше, чем при нынешнем контракте. Кроме того, Sky получил эксклюзивное право на показ всех игр последнего тура каждого сезона, которые будут проводиться в один день и в одно время. На TNT (бывшем BT Sport) будут транслировать 52 матча АПЛ ежегодно.

    Двум телеканалам также удалось согласовать между собой все временные слоты по утрам на выходных, чтобы обеспечить показ максимального количества матчей в прямом эфире. Запрет на живые трансляции сохранится лишь в отношении поединков, которые начинаются по субботам в 15:00. Как уточняет The Guardian, это решение продиктовано желанием вещателей мотивировать болельщиков на поход на стадион.  

    В издание The Athletic отметили, что условия сделки порадовали руководителей английских топ-клубов. В первую очередь, участников еврокубков. Дело в том, что из-за матчей Лиги чемпионов, Лиги Европы и Лиги конференций, проходящих в середине недели, их игры в АПЛ часто назначались на утренние часы по выходным. В связи с чем болельщики оставались без доступа к прямым трансляциям. Теперь, когда Sky Sports и BT Sports распределили между собой все слоты, такой проблемы не возникнет.

    Новое соглашение вступит в силу по окончании нынешнего контракта с национальными вещателями, который рассчитан еще на полтора года. Договор заключили в мае 2021 г., он оценивался в 5,1 млрд фунтов. В связи с форс-мажорной ситуацией, вызванной пандемией коронавируса, права на трансляции АПЛ были предоставлены без обязательного в обычных обстоятельствах расширенного тендера. Правительство Великобритании, по закону о конкуренции, обладало правом заблокировать соглашение, но не стало этого делать. Напротив, оно участвовало в переговорах АПЛ с вещателями, чтобы защитить футбольные клубы от вызванных пандемией финансовых потерь.

    Помимо нынешних вещателей, в мае 2021 г. в сделке участвовал онлайн-сервис Amazon, его доля была минимальной – 20 матчей за сезон. По данным The Athletic, в разгар пандемии платформа оказала АПЛ существенную помощь, поскольку болельщики больше нуждались в контенте в связи с ограничением доступа на стадионы.

    Сейчас необходимость в такой помощи отпала. Лига сделала ставку на телевидение, не став подключать к сделке стриминговые сервисы. При этом возможность их участия широко обсуждалась в медиа. В частности, на сайте SportsPro сообщалось о намерении IT-гиганта Apple добавить контракт на трансляции АПЛ к уже имеющимся крупным соглашениям на американском рынке. В 2022 г. платформа Apple TV+подписала 10-летний контракт на $2,5 млрд на эксклюзивный показ в США матчей Главной североамериканской лиги (МЛС), а также приобрела права на показ Высшей лиги бейсбола (МЛБ) – $85 млн в год по семилетнему контракту. Но по состоянию на декабрь 2023 г. в планы Apple входит только показ крупнейших теннисных турниров на территории Великобритании.

    По стоимости ТВ-контрактов АПЛ на протяжении десятилетий опережает крупнейшие европейские чемпионаты. Доминирование началось с образованием АПЛ, которая в 1992 г. заменила Первый дивизион в качестве высшей футбольной лиги в Англии. Первый контракт с лигой заключили вещательные компании BSkyB Руперта Мердока и BBC (там транслировались только обзоры матчей), сделавшие предложение на 214 млн фунтов за пять лет.

    В новом тысячелетии АПЛ первой из европейских лиг заключила миллиардную сделку по медиаправам. Вновь постаралась компания Мердока, уже под названием Sky, заплатившая 1,11 млрд фунтов за период с 2001 по 2004 гг. А в цикле на 2010–2013 гг. АПЛ договорилась о сделке на 1 млрд фунтов еще и с иностранными вещателями. В 2022 – 2025 гг. на продаже прав зарубежным вещателям лига, по данным The Athletic, заработает 5,05 млрд фунтов – почти столько же, сколько на внутреннем рынке.

    По соглашению со Sky, BT Sport и BBC на 2025 – 2029 гг. АПЛ удалось увеличить доходы от медиаправ, несмотря на то, что во многих сильнейших европейских лигах ситуация хуже. Например, итальянская Серия A, решившая продать права на показ матчей с 2024 по 2029 гг. действующим вещателям, стриминговому сервису DAZN и телеканалу Sky, будет зарабатывать лишь 933 млн евро за сезон. Выплаты незначительно сократились в сравнении с условиями предыдущего соглашения (937,5 млн евро за сезон). Кинопродюсер и президент «Наполи» Аурелио де Лаурентис назвал эту сделку поражением итальянского футбола.

    В Германии те же самые вещатели, Sky и DAZN, платят лиге примерно 1,1 млн евро в год по четырехлетней сделке с 2021 по 2025 гг. Эта сумма чуть ниже предыдущего соглашения на внутреннее телевещание со Sky, Eurosport и ARD на сумму 4,64 млрд евро за четыре года. В целом, по прогнозам Financial Times, стоимость медиаправ в сильнейших европейских футбольных лигах после постоянного роста в 2010-е гг. пойдет на убыль и к 2024 г. снизится на 17% в сравнении с пиковыми показателями, достигнутыми в 2018-2019 гг.

    С другой стороны, даже по улучшенным условиям ТВ-соглашения АПЛ все еще отстает от американских спортивных лиг. Например, свежий телеконтракт Национальной футбольной лиги (НФЛ) на 11 лет оценивается в $105 млрд.