«Манчестер Сити» заключил контракт с узбекским производителем электроники
Сделка с Artel Electronics продолжит экспансию английского клуба в Азии«Ведомости. Спорт» выбирает самую значимую сделку прошедшей недели.
Восьмикратный чемпион Английской премьер-лиги (АПЛ) «Манчестер Сити» заключил первое спонсорское соглашение в Центральной Азии – партнером клуба стал один из крупнейших производителей бытовой электроники в регионе, компания Artel Electronics. Это первый случай, когда узбекский бренд вошел в линейку спонсоров одного из клубов АПЛ, отмечает официальный сайт «Сити». Сроки и сумма сделки не разглашаются.
Эффект перехода Хусанова
Artel стал не только официальным региональным партнером клуба, но и эксклюзивным телевизионным партнером в Узбекистане, а соглашение распространяется и на другие ключевые рынки Центральной Азии. Компания получила права, связанные с использованием телевизионного контента клуба, включающего показ определенных материалов, хайлайтов, интервью и прочих продуктов. Artel планирует использовать символику «Манчестер Сити» в своей телевизионной рекламе, промо-акциях и других маркетинговых активностях, связанных с продвижением своей электроники на местном рынке. Это позволит производителю ассоциировать свою продукцию (в частности, телевизоры Artel) со спортивным брендом мирового уровня.
В рамках сотрудничества английский футбольный клуб и Artel Electronics также реализуют ряд инициатив по взаимодействию с болельщиками, включая маркетинговые кампании, ориентированные на продукцию, мероприятия в магазинах и адаптированный под местные условия цифровой контент. Партнерство призвано сблизить клуб с болельщиками в регионе, а также повысить узнаваемость бренда Artel, констатирует Sportsmint Media.
Международный футбольный интерес к Узбекистану возрос после того, как национальная сборная впервые в своей истории вышла на чемпионат мира по футболу, который пройдет в 2026 г. в США, Мексике и Канаде. Кроме того, уже почти год за команду Пепа Гвардиолы играет защитник Абдукодир Хусанов, ставший первым узбеком в истории АПЛ.
«С тех пор как Хусанов присоединился к «Сити» в начале этого года, мы наблюдаем возросший интерес к клубу со стороны Узбекистана и Центральной Азии, и это партнерство еще больше укрепляет наше растущее присутствие. Мы с нетерпением ждем сотрудничества с Artel Electronics для привлечения существующих и новых поклонников в регионе», – призналась вице-президент по глобальным партнерским продажам в City Football Group Кейтлин Бил.
С коммерческой точки зрения сделка соответствует все более локализованной спонсорской стратегии «Манчестер Сити», которая отдает приоритет региональным партнерам на быстрорастущих направлениях, а не полагается исключительно на мировые бренды. Центральная Азия становится ценным регионом для европейских клубов благодаря росту популярности футбола, увеличению потребления цифровых технологий и расширению потребительских сегментов. Для «Сити» это партнерство укрепляет международное присутствие и гарантирует долгосрочную коммерческую устойчивость.
Партнер с активами в $330 млн
Artel Electronics – это крупнейшая частная компания в Центральной Азии, основанная в 2011 г. и входящая в состав обширного холдинга AKFA Group. Основателем обеих компаний является известный узбекский предприниматель и политик Джахонгир Артыкходжаев, на протяжении пяти лет (2018–2023 гг.) занимавший должность мэра Ташкента, после чего он вернулся в бизнес. Artel выпускает технику под собственным брендом, а также является региональным партнером и контрактным производителем для таких мировых гигантов, как Samsung, Shivaki и Viessmann.
На предприятии работает более 10 000 сотрудников, продукция Artel экспортируется в более чем 20 стран мира. Artel является первой крупной частной компанией Узбекистана, которая в 2022 г. разместила корпоративные облигации на Ташкентской фондовой бирже и получила международный кредитный рейтинг от одного из крупнейших международных рейтинговых агентств Fitch Ratings. На тот момент стоимость активов компании оценивалась в $330 млн, отмечает EU Reporter.
Для «Сити» это далеко не первое сотрудничество с азиатскими брендами. В 2024 г. клуб заключил соглашение с крупным китайским производителем молочных продуктов Yili Group. Логотип клуба и изображения игроков (Эрлинг Холанд, Фил Фоден) используются на упаковках молока и йогуртов в странах Юго-Восточной Азии. В уходящем году региональные контракты с «Сити» подписали вьетнамский бренд энергетических напитков Wake-Up 24/7 (сотрудничество включает выпуск брендированной продукции и рекламу на стадионе «Этихад») и еще одним производителем напитков AJE Group, распространяющим свою продукцию в Таиланде и Индонезии, зафиксировал Insider Sport.
Глобальный партнер клуба Midea, штаб-квартира которого находится в Китае, продвигает свою бытовую технику через совместные кампании с «Сити» по всему миру. Также клуб сотрудничает с тремя японскими компаниями: ABeam Consulting (региональный партнер в сфере консалтинга), Sony (многопрофильный развлекательный и технологический конгломерат) и Asahi (пищевая промышленность, химия и технологии). У клуба в том числе заключен контракт с гонконгской компанией QNET – партнером по прямым продажам, активно работающим на рынках Индии, Малайзии и других стран Азии.
Социальные проекты «Сити» в Азии
В Азии холдинг City Football Group (CFG), в который входит «Манчестер Сити», реализует масштабную сеть образовательных и социальных проектов, которые выходят далеко за рамки обычного спонсорства. Клуб активно открывает филиалы своей академии City Football Schools, интегрируя их в систему образования азиатских стран. С 2018 г. в Китае функционирует футбольная школа на базе Kaiwen Academy в Пекине, где тренировки проходят по методологии Гвардиолы, а лучшие ученики ездят на стажировки в Манчестер. Также есть похожий центр во Вьетнаме, а следующим летом академия «Сити» будет запущена в Таиланде.
Клуб использует спорт для решения региональных проблем через свой фонд Cityzens Giving. В Индии совместно с Etihad Airways клуб готовит «молодых лидеров» (Young Leaders) в Мумбаи, Бангалоре и Калькутте, которые через футбол обучают детей жизненным навыкам и правилам гигиены. В Бандунге (Индонезия) проект при поддержке Midea обеспечивает детей из бедных районов местами для тренировок и бытовой техникой для общинных центров.
В Таиланде программа Not Just for Kicks помогает подросткам из групп риска избегать криминала и наркозависимости через занятия спортом. Также вместе с партнером Xylem (крупный американский глобальный поставщик технологий и услуг) «Сити» реализует проекты по защите воды. В 2025 г. проект в Таклобане (Филиппины) по очистке побережья и посадке мангровых лесов стал победителем глобального конкурса, и город посетила легенда клуба Джолеон Лескотт.