Главная кругосветка планеты едва не закончилась трагедией

    Стали известны подробности самого драматичного финиша в истории Vendee Globe
    EPA / TASS
    EPA / TASS

    На севере Франции подходит к концу одиночная парусная кругосветка Vendee Globe, которая проводится раз в четыре года – из-за исключительной сложности соревнование называют «Эверестом парусного спорта». К полудню четверга в городок Ле-Сабль-д'Олон прибыли уже восемь шкиперов, причем семеро быстрейших завершили маршрут в пределах интервала в 12 часов. Настолько плотный финиш лидирующей группы случился впервые в истории – обычно это происходит в течение нескольких дней. 

    Триумфатором стал Янник Беставен из Франции, он преодолел путь в 24 тыс миль за 80 дней 3 часа 44 минуты и 46 секунд. Его объявили победителем несмотря на то, что финишную черту он пересек только третьим после Шарли Далена Луи Бертона. Это стало возможным благодаря решению жюри турнира – ему присудили временную компенсацию за вынужденный сход с маршрута. Шкипера отправили на выручку попавшему в беду коллеге Кевину Эскоффье.

    Шарли Дален
    Шарли Дален /APIVIA

    Инцидент произошел на 21-й день пути Эскоффье. В 400 милях к юго-западу от южноафриканского мыса Доброй Надежды его яхта на большой скорости влетела в волну и потерпела крушение. Он успел лишь послать короткое сообщение своей команде и прыгнуть в спасательный плот, после чего лодка затонула. Организаторы гонки попросили входящих на тот момент в лидирующую пятерку Беставена, Бориса Херрманна и Жана Ле Кама на время забыть о соревновании и отправиться на поиски Эскоффье – он провел 11 часов на надувном плоту посреди океана.

    «Эскоффье повезло, что он не спал. Если бы он спал и не проснулся от удара – он бы погиб, его лодка просто сломалась пополам. Кевин успел послать сообщение, прыгнуть в плот – все закончилось благополучно. Не раз все оборачивалось гораздо хуже – лодки и люди просто исчезали», – рассказал «Ведомости. Спорту» океанский гонщик в классе Mini Федор Дружинин. Россиянин занимается парусным спортом с 1983 года, он многократно участвовал в трансатлантических регатах (в том числе одиночных), а в 2019 году занял 11 место в гонке Mini Transat.

    «Думаю, для участника Vendee Globe это ожидаемая ситуация. Они каждые 5 лет проходят курс по выживанию на море – не сидят по 11 часов в надувном плоту, конечно – но каждый тренирует подобную спасательную операцию. Хорошо, что плот сработал и все получилось – лодка затонула очень быстро, он не успел вообще ничего с собой взять. Повезло, что другие ребята его нашли, он был практически невидим. Эскоффье после спасения выглядел достаточно бодрым и веселым. Хотя, конечно, представить, что было у него в голове, когда он потерял лодку – это тяжело. Сколько не планируй, все может пойти не так. Начинаешь философски к этому относиться», – поделилась с «Ведомости. Спортом» Ирина Грачева – единственная девушка-россиянка в автономной парусной гонке через Атлантический океан Mini Transat 2021, мировая рекордсменка по времени трансатлантического перехода на яхте с экипажем из двух человек от Бермудских островов до Плимута.

    Кевин Эскоффье
    Кевин Эскоффье /APIVIA

    В итоге потерпевшего крушение Эскоффье обнаружил его соотечественник Жан Ле Кам, пришедший к финишу четвертым. Он высадил Кевина на французском военном корабле и продолжил гонку. Шкиперам, отправленным на поиски, была присуждена временная компенсация – в случае победителя Беставена она составила 10 часов 15 минут. Время стало решающим для победы – по итоговому протоколу он завершил гонку на 2 часа быстрее фактически финишировавшего первым Шарли Далена.

    «При принятии решения учитывался анализ треков: где шкиперы находились на момент начала совершения маневра для помощи потерпевшему и в какой момент они прекратили это делать. Учитывается тактическое и стратегическое положение относительно других участников гонки. Компенсация была максимально справедливой, никаких претензий (у пришедшего первым Далена – прим. «Ведомости. Спорт».) быть не может. Парусные соревнования устроены следующим образом: гонщики делают все от них зависящее на дистанции, остальное определяется правилами и инструкциями.

    Комитет максимально справедливо эту ситуацию разрешил. Более того – на момент присуждения компенсации Дален находился далеко впереди преследователей, но затем попал в антициклон, и его догнали», – сказал Дружинин.

    «Для каждого шкипера участие в Vendee Globe и тем более финиш – событие экстраординарное. Думаю, Дален рад за Беставена – они друг друга стоят, достойные соперники. Каждый понимает, что риск не дойти до финиша очень высок – близок к 50%. Люди изначально знают, на что они идут, они хорошо психологически подготовлены к провалу», – сообщила Грачева.

    С учетом компенсации, главным соперником Беставена на финише должен был стать немец Борис Херманн, но и он попал в аварию. В среду вечером пара проплывала дождливый Бискайский залив, в котором традиционно много рыбачьих судов – в один из них и врезался Херманн. Инцидент случился всего в 90 милях от финиша, но повреждения не позволили Борису составить Яннику конкуренцию на финише – в итоге он пришел лишь пятым. 

    Борис Херрманн
    Борис Херрманн /ZUMA / TASS

    «Это кошмар и шок для Бориса и его команды. Обычно на рыболовецких лодках работает маяк AIS (Automatic Identification System – автоматическая идентификационная система), как правило, если он включен – у гонщика срабатывает специальный сигнал, который сообщает шкиперу, даже если он спит, – впереди судно, существует опасность столкновения. Херманн говорит, что сигнал на его судне не сработал», – прокомментировал Федор Дружинин.

    «Чертовски обидно», – соглашается Ирина.

    Беставен после финиша был максимально эмоционален и назвал случившееся исполнением мечты. В порту Ле-Сабль-д'Олона его встречали файерами и фейерверками. «Я будто во сне, словно у меня галлюцинации. Полное одиночество сменилось праздником, этими огнями и людьми – они пришли сюда, несмотря на непростой контекст. Я по-прежнему не понимаю, что происходит. Я все еще в гонке. Это детская мечта. Я всегда верил, что смогу доплыть, но на каком месте? В какой-то момент я подумал, что смогу победить, но потом решил, что даже если я финиширую 25-м, то для меня этого будет достаточно. Мы много готовились к этому Vendee Globe, я знал, что у меня надежная лодка и я смогу закончить гонку.

    Тебе приходится заглядывать глубоко в себя. На этих лодках много стресса, шума, жизнь на борту тяжелая. Иногда ты чувствуешь себя одиноким... Результат превзошел мои ожидания. Я представлял, как проживаю многие вещи, некоторые прожил на самом деле. Победить, сражаясь так, как я сражался – это мечта!» – приводит первые слова гонщика официальный сайт турнира.

    Янник затронул тему длительного пребывания на лодке в одиночестве – «Ведомости. Спорт» узнали, каково это, и как устроен распорядок дня в подобном путешествии. Одна из главных трудностей – устройство сна.

    «Спят гонщики интервалами, все по-разному, – рассказал Дружинин. – В коротких гонках, до недели, возможно спать по 20 минут – это тот интервал, который ты можешь проспать без опасности столкновения. Классический подход – 20 минут сна на 3 часа бодрствования. В более длительных соревнованиях промежутки сна увеличиваются до часа-полутора. В океане можно спать около часа без опасности в кого-нибудь врезаться. Тяжелые физические нагрузки в сочетании с бессонницей могут вызвать слуховые и визуальные галлюцинации, потерю координации. Управление сном – важная часть подготовки. В регатах через Атлантический океан нельзя спать во второй половине ночи – идут грозовые облака со шквалами, и за этим нужно следить.

    Еда обычно сублимированная, разведенная кипятком. Как правило, на день приходится два основных приема пищи и перекусы. Помыться в длительной гонке без опреснителя можно, но раза два – не больше. Остаться без пресной воды в открытом море – кранты.

    Досуг? Обычно шкиперы слушают музыку. В отсутствие человеческой речи, общения с другими людьми, она создает ровный моральный фон – иначе можно начать разговаривать с самим собой. Во время регаты приходится превратиться в машину, и музыка поддерживает это состояние.

    Тяжело ли быть абсолютно одному долгое время? Это вас перестраивает, тяжело скорее возвращаться обратно на землю – мир выглядит очень странно. Что-то сродни посттравматическому расстройству. Некоторые гонщики пишут, что после Vendee Globe возвращаются к нормальной жизни по три года. Кто-то месяц не может есть обычную еду, общаться с людьми. А кому-то нормально – все зависит от психики человека. Обычно те, кому тяжело в одиночестве, этим не занимаются».

    Ирина Грачева рассказала о своем опыте: «Досуг во время регаты? Если настроен на результат – то не до развлечений. Так устаешь, что все свободное время тратится на сон или еду. Ребята, которые воспринимают гонку как приключение, идут в не слишком спортивном режиме – есть на борту и кино и книжки, чтобы переключиться».

    Шкиперы Vendee Globe не бывают совершенно одни – они общаются с командами и организаторами. По условиям гонки они должны чуть ли не каждый день записывать короткие видео с рассказом о том, как у них дела. У них есть спутниковый интернет – они следят за позициями других участников, это делает ситуацию не такой одинокой, объясняет Грачева.

    Участие в парусной кругосветке – недешевое мероприятие. Собеседники «Ведомости. Спорта» рассказали, насколько. Минимальная стоимость участия в гонке – просто чтобы попытаться выйти на старт – примерно 1 млн евро. «Призовые проекты стоят очень дорого, только годовые траты при подготовке составляют до 1 млн евро. Верхний предел никто не считает, он может составлять 12-13 млн евро. Выгода для спонсоров? В какой-то момент гонка становится брендом, отдельные команды начинают с ней ассоциироваться. Когда за событием следит 20-25% населения страны (речь о Франции – прим. «Ведомости. Спорт»), это все очень хорошо работает. Бюджеты Vendee Globе находятся за пределами возможностей российских спонсоров, к сожалению. Парусный спорт у нас не сильно популярен», – говорит Дружинин.

    «Самый дешевый проект Vendee Globe стоил около 500 тыс евро – сюда входит стоимость лодки, тренировок, квалификационных гонок. Самый дорогой проект – Hugo Boss – стоил 16 млн евро. Лодка не финишировала», – добавляет Грачева.