«Малыш, я еще не наигрался!»: Том Брэди победил возраст и юную суперзвезду

    Послевкусие от Супербоул-55: итоги спортивные, политические и человеческие
    TASS

    Большое видится на расстоянии. Эхо 55-го Супербоула будет греметь в США еще долго — каждые вновь появляющиеся данные (например, о телеаудитории) просто заставят это делать. Никуда не денется и спор — стал ли Том Брэди Величайшим спортсменом в истории страны. И что, вообще означает победа 43-летнего атлета Брэди над 25-летним Махоумсом, каким образом GOAT (Великий во все времена) сумел выиграть у Baby GOAT (будущий Великий).

    Нет смысла детально обсуждать (или тем более смаковать) отдельные игровые моменты. Супербоулы бывали и поинтереснее. Но этот — исторический. Разберемся, почему. 

    Победа над пандемией

    НФЛ меньше всех пострадала от опостылевшего всем вируса. Прошлый сезон был завершен еще в феврале (когда ни о какой пандемии никто и не задумывался), нынешний стартовал уже после того, как был накоплен опыт проведения спортивных соревнований в условиях Covid-19.

    Да, на определенные уступки вирусу идти пришлось. Была отменена предсезонка, на регулярный чемпионат был составлен жесткий медицинский протокол. Очень быстро он привел к штрафам в сотни тысяч долларов и лишениям драфт-пиков. Очень быстро начали сдвигать матчи — но НФЛ не позволила сезону превратиться в шапито. Некоторым командам пришлось ездить на игры без игроков отдельных позиций (закрытых на карантине, как близко контактировавших с возможно заболевшим) — но правила были для всех одни. И выдержаны были до конца.

    Сам по себе факт проведения Супербоула — да еще и со зрителями (33% от вместимости стадиона), — уже победа. И выход из депрессии. Для очень многих.

    Первое испытание Байдена

    Когда перед началом матча новый президент США появился на экранах — да еще и в обществе супруги, взявшей первое слово, — многие начали хохотать. Показалось, что Джилл, в отличие от мужа, примерно понимает, где она находится, и что происходит. Но, откашлявшись, Байден все-таки выдал речь. Стандартную, обычную, понятную.

    Но куда важнее будет то, что будет после этой речи. «Тампа-Бэй Бакканирс» — первые чемпионы в Америке Байдена. Он еще не успел принять в Белом доме «Лос-Анджелес Лейкерс» (точнее, это они не хотели идти к его предшественнику), но именно с «Бакс» начнется его личная история «президентских обедов». А приглашать к себе придется Тома Брэди, про которого все думают (сам он держится от политики максимально далеко), что он — законченный трампист.

    Дональда Трампа большая часть американских спортсменов недолюбливали. Леброн Джеймс и вовсе употреблял в его адрес слово «засранец». Но Том Брэди впервые ходил в Белый Дом, когда в нем хозяйничал еще Джордж Буш-младший. 

    Совершенно понятно, что он не является сторонником Байдена. Более того, в Америке шутят, что если сам Брэди выдвинется от республиканцев — то точно выиграет все штаты, в которых проходила его карьера (Мичиган, Массачусетс и Флорида).

    Но Том никогда не делает резких движений. Так что в Белый дом он, конечно, пойдет. Пока — чемпионом.

    Победа над возрастом

    В годы Брэди (43) квотербеки обычно выглядят старыми развалинами, цепляющимися за привычную жизнь. Их только на руках не уносят с поля, а показать игру они уже не способны. Так было со всеми до него, так будет и после него. В этом смысле Том — абсолютный феномен.

    Всю его карьеру считалось что он (достаточно средний квотербек по базовым умениям, можно посмотреть, как он выполнял упражнения на съезде скаутов, и вспомнить, что на драфте его выбрали под 199-м номером) — часть выдающейся команды, выстроенной Великим Тренером Биллом Беличиком. «Нью-Ингланд Пэтриотс» не просто надоели Америке — они ее достали. 6 побед в двух десятилетиях — совершенно невероятный показатель. 

    /wikimedia.org

    По окончании контракта с бостонцами, Брэди решил исполнить своеобразный «олл-ин». На 43-м году жизни он переехал на юг, к новому тренеру, в новую команду, взяв с собой верного друга Роба Гронковски, ради этого вышедшего с пенсии. Получилось — лучше некуда.

    При этом всем понятно, что в 43 года Том просто не в состоянии даже убежать от соперника. Но ему это и не нужно — бегать должен тот, кто не умеет думать.

    «Это все игроки, это их заслуга, я ни черта не делал» — так резюмировал Супербоул тренер «Бакканирз» Брюс Эрианс.

    В этом — больше правды, чем кажется.

    Разумеется, получив в свое распоряжение самого успешного игрока в истории (пусть и возрастного), Эрианс понимал, что учить его чему-то — бесполезно. Строить — тоже не получится. Нужно — работать. Рамки полномочий определятся сами. 

    Счет — на табло.

    /instagram.com/gronk

    Играющий General Manager

    Вот уж такого история американского спорта точно не знала. Про НХЛ и НБА «ходят слухи», что звезды там влияют на трансферную политику. В случае Леброна Джеймса — это и не совсем слухи, всем известно, какие слова он говорит тренерам. Но все же такого влияния на команду как Брэди — не имеет даже он.

    В Супербоуле у Тампы набирали очки Брэди, его друг-пенсионер «чувак» Гронковски, уголовник Антонио Браун, списанный на помойку Леонард Фурнетт, и киккер Райан Саккоп.

    Последний не имеет отношения к Тому — но тоже вошел в историю. Он — первый Mr. Irrelevant (игрок, выбранный на драфте последним), выигравший Супербоул. Но киккер появляется на поле редко, и он не имеет отношения к Брэди. А вот всех остальных в команду привел он. 

    Гронковски, уходя на пенсию в 2019-м, как-то сказал, что играть будет только с Томом. Не услышали. Не поверили.

    Антонио Браун, против которого за последние 5 лет открывали дела по всем мыслимым статьям, от изнасилования до социально опасного поведения -- он выкидывал мебель из квартиры через окно, кидался камнями в водителя грузовика, заказанного для перевозки мебели, а когда тот не понял, что происходит — достал пистолет и вертел его перед носом несчастного шофера… Так вот, он еще в «Пэтриотс» успел поиграть с Брэди. По его просьбе. Отбыв очередную дисквалификацию, он оказался в Тампе. Какой поводок на него повесил Том — неизвестно. Но изначально выглядевший тяжелым, не проходящий в основу на первых двух позициях принимающего — Браун выдал концерт в концовке сезона (6 тачдаунов в 6 играх). 

    /instagram.com/ab

    Каждый день мир открывал твиттер в ожидании информации о его срыве. Не вышло. Не сорвался.

    Леонард Фурнетт — выдающийся игрок студенческой лиги NCAA. Ему очень не повезло с командой в НФЛ, он ничего там не добился и зачах. Когда стало известно, что Тампа берет его себе — аналитики крутили пальцем у виска. Интересно, готовы ли они сейчас предоставить свои лбы Фурнетту?

    Брэди просил его подписать — это известно. При том, что Фурнетт, по сути, уже находился, в футбольном мусорном ведре. В свои 43 года, видимо, Том понимал рынок лучше большинства тех, кто получает деньги за это, а не за умение точно кидать мяч.

    Победа над здравым смыслом

    Когда Том Брэди выиграл свой 6-й Супербоул с «Пэтриотс» (2019-й), его спросили — может быть, хватит? Вам скоро 42… Он сказал «нет».

    Когда в следующем сезоне его «Пэтриотс» вылетели из плей-офф в первом раунде, а сам он бросил перехват в руки бывшего партнера Логана Райана, ему снова задали этот вопрос. Вы заканчиваете, у вас истекает контракт? «It’s highly unlikely» («Это крайне маловероятно»), -- ответил Том. Большинство решили, что он сошел с ума.

    Сегодня у Брэди больше побед в Супербоулах (7), чем у любой другой команды.

    Брэди даже не приходилось объяснять свое решение — никто не осмеливался уточнять. Очевидно, что он очень любит игру, и никак не может позволить себе сказать «стоп». Бразильская супермодель Жизель Бюндхен, его жена — много лет спрашивает «а не пора ли?». «Малыш, пока я еще не наигрался» — отвечает ей Том.

    Если кто-то и должен был с грохотом отправить старика на пенсию — то именно Патрик Махоумс. Молодому и дерзкому квотербеку было 6 лет, когда Брэди выиграл свой первый Супербоул. Махоумс -- лучший по всей мыслимой статистике за последние три года. MVP. Действующий чемпион. Обладатель контракта на пол-миллиарда долларов за 10 лет. Футболист «Спартака» Зелимхан Бакаев как-то сказал — прочитал про контракт Махоумса, и начал смотреть американский футбол — ну интересно же, за что столько платят. Надеюсь, Зелимхан увидел и того, кто победил Махоумса. 

    Лига Not For Long

    Это выражение приклеилось к НФЛ давно. В существующих рамках потолка зарплат, и вообще организации процесса — выстроить тут «династию» почти нереально. Но это смогли сделать «Пэтриотс», Беличик и Брэди. Автобус уехал (в парк), пассажир из него вышел. И поехал дальше сам.

    Виталий Писецкий, российский киккер, игравший против Брэди в NCAA — резюмировал Супербоул так: «Канзас-Сити, видимо, не объяснили: где они, зачем, и главное — против кого играют». 

    Нет смысла обсуждать цифры. Они удивительны, конечно — впервые за карьеру Махоумса в «Канзас-Сити» его команда не могла занести тачдаун. Вероятность этого была меньше, чем высадка в Тампе каких-нибудь реальных пиратов. Но это случилось.

    И все же — главное не в цифрах.

    Главное — в невероятно совпавшем желании Брэди играть и доказывать, на 5-м десятке лет. Деликатности его главного тренера, позволившего Тому творить практически неограниченно. Такту его координатора нападения, назначающего комбинации Байрона Лефтвича (которого Брэди обыгрывал как квотербек). Терпению партнеров. Абсолютному доверию генменеджера, подписывавшего тех, на кого укажет Том.

    Все сошлось.

    Может ли быть что-то удивительнее? Да. На пресс-конференции Том сказал: «Мы вернемся!»

    Да, у него контракт еще на год и на $25 млн.

    Но к началу следующего сезона ему будет 44! Куда возвращаться? Зачем? Больше, чем Супербоул — он не выиграет.

    Но он просто хочет Играть! Лучший игрок в Истории Игры — сам решит, когда с него будет достаточно. Он заслужил, чтобы ему не мешали.

    А мы — просто наслаждались историческим процессом. Через 100 лет о Томе можно будет прочитать в учебниках истории. А мы с вами — видим его игру своими глазами. А не в пересказах тех, кто потом сообщит, что «раньше деревья были зеленее».