«Это такая Олимпиада для дотеров». В Бухаресте стартует главный турнир в мире киберспорта

    The International c призовым фондом в $40 млн спасает популярность Dota 2
    Getty Images

    Даже если вы ни разу не играли в Dota 2, то наверняка слышали про The International, самый статусный и богатый турнир в мире киберспорта. 7 октября на Национальной арене Бухаресте стартует 10-я серия The International. 18 команд со всего мира поборются за $40 млн призовых (примерно столько в этом году разыграли теннисисты на «Ролан Гаррос»). Победитель получит $18 млн. Клубу, занявшему второе место, достанется $5 млн. Бронзовые призеры заработают $3,6 млн.

    Для сравнения: призовой фонд Weplay Animajor, еще одного топ-турнира по Dota 2, составляет всего $500 тыс. Бюджет The International, кроме издателя игры – американской компании Valve, частично обеспечивают сами геймеры. 25% от продаж «боевых пропусков», за которые пользователи получают различные бонусы в игре, идут напрямую в призовой фонд The International. 

    «Valve сделали гениальную систему, благодаря которой игроки, вкладывая собственные средства, развивают и саму игру, и The International, так еще и сами становятся богаче, – объясняет двукратный финалист турнира в составе NAVI, комментатор и аналитики студии RuHub Дмитрий «LightOfHeaven» Куприянов. – Но, как по мне, Valve не рационально используют средства, впихнув все деньги в призовой фонд одного турнира.

    Можно было бы оставить в качестве призовых не $40 млн, а $10 млн. Оставшиеся $30 млн потратить на улучшение самой Dota 2: подыскать геймдизайнера, который занимался разработкой новых героев или ивентов уровня первого Diretide. Популярность игры и призовой фонд каждого The International держится на обычных работягах. В первую очередь нужно делать так, чтобы они получали удовольствие от процесса».

    Как The International спасает Dota 2

    Впервые появившись на рынке в 2003 г., сейчас Dota 2 переживает спад популярности. Согласно статистике платформы Steam, за последний месяц пиковое число игроков онлайн составило 666 000 (максимум в истории было 1,291 млн). Среднее количество пользователей снизилось до 390 000. По этому показателю Dota 2 теперь проигрывает и своему основному конкуренту League Of Legends (в среднем 500 000 онлайн-пользователей в моменте), и Counter-Strike: Global Offensive (512 000), и Fortnite (2 млн).

    Снижение интереса к Dota 2 объясняют несколько обстоятельств. Прежде всего, растущий рынок игр. Только в 2020 г. вышло как минимум 20 крупных игровых проектов: Resident Evil 3, FIFA 2021, Assassin’s Creed Valhalla и др. В общей сложности объем игровой индустрии по итогам девяти месяцев 2020 г. составил $174,9 млрд. 

    В режиме такой плотной конкуренции киберспортивным гигантам вроде Counter-Strike, League Of Legends или Dota 2 нужно постоянно подстегивать внимание игроков. 

    «Для удержания лояльности игроков существует несколько механик, – объясняет генеральный менеджер клуба Virtus.pro Сергей Гламазда. – Например, регулярные обновления самой игры. Также имеет значение призовой фонд, который должен побуждать игроков бороться за него, а организации — инвестировать деньги в создание сильных команд. Наличие качественных и зрелищных турниров позволяет укрепить интерес и вовлечь новых болельщиков». 

    Разработчики Dota 2 последнее обновление выпустили 19 августа 2021 г., но любителям оказалось трудно найти отличия от прежней версии. Последнюю крупную новинку – героя Hoodwink — добавили еще в декабре 2020 г. Зато Valve вкладывается в свой флагманский турнир. The International проводится с 2011 г. и до сих пор остается самым статусным событием в мире киберспорта. 

    «The International гораздо крупнее и круче остальных соревнований по Dota 2, – говорит Ярослав «NS» Кузнецов, экс-игрок Virtus,pro. – Это как сравнить Олимпиаду и какой-нибудь этап кубка мира по биатлону. The International это такая местная олимпиада для дотеров». 

    В турнире-2021 участвуют 18 сильнейших киберспортивных клубов из Европы, Азии, Южной и Северной Америки. Среди них прошлые победители: OG, Alliance, Invictus Gaming и др. На этот раз команды будут бороться за $40 млн призовых. В 2019 г. призовой фонд составлял $35 млн, в 2018 г. – $25 млн. В 2020 г. турнир не проводили из-за пандемии. 

    В этом году организаторам The International тоже пришлось столкнуться с проблемами. Изначально чемпионат должен был пройти в августе, но из-за очередного всплеска заболеваемости его перенесли на октябрь. Затем изменилось место проведения: со стокгольмской «Авичи-Арены» турнир переехал в Бухарест. А 3 октября Valve выступила с заявлением, что грядущий The International пройдет без зрителей на трибунах. 

    Российские клубы вне топ-4

    Победителем первого The International в 2011 г. стала украинская команда NAVI. Затем клуб дважды становился финалистом. В активе европейской команды OG две победы на турнире (2018-2019). Российские клубы ни разу не попадали в топ-4 на The International: Virtus.pro в 2017 и 2018 гг. занимал пятое-шестое места.

    Ярослав Кузнецов считает, что российской команде просто не везло. Два раза подряд в четвертьфинале попадались неудобные соперники: сначала американцы Evil Geniuses, затем китайцы из LGD Forever Young. Но Дмитрий Куприянов полагает, что причина неудач в другом.

    «Просто не везет — так сказать проще всего. Если посмотреть все фильмы True Sight — очень легко увидеть множество слабостей нашего региона, — объясняет Куприянов. — Одна из самых ярких — это слабая и неэффективная коммуникация. С таким уровнем общения нашему региону очень далеко до звания «лучших в мире».

    Я стоял за спинами игроков, слушал, что и как они говорят, и понимал, что там уровень коммуникации игроков космический. То, как ChuaN и Faith координировали команду – это что-то: они не ссорятся, не говорят под руку капитану, прислушиваясь к его советам. А теперь посмотрите на Романа «RAMZES666» Кушнарева. Он безумно талантлив, но то, как он общался со своими партнерами, ругался – это никуда не годится». 

    Отмечая высокий уровень конкуренции на The International, Сергей Гламазда оценивает результат российской команды как «хороший», а добиться большего, по его мнению, мешает недостаток командного взаимопонимания: «Наши игроки по своей сути больше индивидуалисты и ждут сиюминутных результатов».

    У российских команд еще будут шансы проявить себя на The International, и на других турнирах, считает Гламазда. Dota 2, хоть и потеряла в аудитории за последнее время, все равно остается одной из самых популярных онлайн-игр. Да, чтобы освоиться в Dota 2, нужно время, но это и привлекает пользователей. 

    «Dota 2 — довольно комплексная игра с точки зрения понимания ее механики, стратегии игры и игровых персонажей, – объясняет Гламазда. – Многие, кто начал в нее играть, остаются надолго, так как не хочется терять потраченное время. Индикатором «живучести» игры является база игроков, количество людей на трансляции и призовой фонд. Dota 2 спустя много лет по всем показателям довольно стабильна. База игроков может становиться меньше, но остальные показатели растут».