Механизм предоставления доступа к инфраструктуре операторов связи вызвал разногласия у ведомств

Сотовые операторы считают его ненужным
Механизм предоставления доступа к инфраструктуре всех операторов связи вызвал разногласия у ведомств/ С. Николаев/ Ведомости

Введение свободного доступа к инфраструктуре всех операторов связи фактически означает ограничение их права на свободное распоряжение имуществом, считает представитель «Мегафона». В законопроекте нет четких критериев для принятия решения ФАС, добавляет он. «Поправки необходимо тщательно обсуждать с отраслью», – резюмирует руководитель «Мегафона» по связям с госорганами Дмитрий Петров.

Минэкономразвития не согласовал проект поправок в закон «О связи», разработанных Минкомсвязи, в которых предлагалось дать Федеральной антимонопольной службе (ФАС) право разрешать операторам размещать свое оборудование на чужой уникальной инфраструктуре, следует из письма замминистра экономического развития Николая Подгузова в Минкомсвязи (копия есть у «Ведомостей»).

Проект поправок Минкомсвязи опубликовало на портале regulation.gov.ru. По нему, чтобы использовать чужую инфраструктуру (например, сотовые вышки, кабельную канализацию и т. д.), оператору предлагалось обратиться в ФАС и доказать, что построить альтернативную инфраструктуру технически невозможно или экономически невыгодно. В документе пояснялось, что сейчас антимонопольное законодательство распространяется только на деятельность естественных монополий.

По мнению Минэкономразвития, предложенный Минкомсвязи механизм непрозрачен. В нем нет базового перечня объектов инфраструктуры, на которые предлагается распространить принцип недискриминационного доступа (НДД), объясняет представитель министерства. Кроме того, принятие любого решения о доступе антимонопольным органом делает каждую подобную процедуру уникальным прецедентом, замечает он.

Вместо предложенного Минкомсвязи механизма Минэкономразвития предлагает реализовать механизм, аналогичный правилам НДД к инфраструктуре для размещения сетей связи, введенных правительством в ноябре 2014 г., и только если владельцы инфраструктуры нарушат эти правила – применять к ним антимонопольные меры, следует из письма Подгузова.

ФАС не согласует проект федерального закона, поскольку у ведомства уже есть полномочия применять требования антимонопольного законодательства к субъектам, занимающим доминирующее положение на товарном рынке, передала через пресс-службу замначальника управления контроля транспорта и связи ФАС Елена Заева. При этом, поддерживая цели законопроекта, ФАС предлагает законом «О связи» разрешить правительству определять перечень и порядок доступа к определенным объектам инфраструктуры, а также обязать операторов при наличии технологической и экономической возможности предоставлять доступ к такой инфраструктуре, говорит она.

Предложенные Минкомсвязи поправки будет трудно реализовать на практике, считает представитель МТС Дмитрий Солодовников. Вопросы доступа операторов к инфраструктуре должны решаться на двусторонней основе и уже в случае возникновения спорных моментов – через ФАС, уверен он.

НДД должен существовать только к инфраструктуре субъектов естественных монополий и объектам в госсобственности, уверена представитель «Вымпелкома» Анна Айбашева, а регулировать доступ к инфраструктуре всех операторов связи нецелесообразно.

«Ростелеком» еще не сформировал свою позицию по законопроекту, говорит его представитель Андрей Поляков. По его словам, не ясно, как этот законопроект будет соотноситься с уже действующими правилами НДД к инфраструктуре, а также не до конца понятен механизм принятия решений. «Ростелеком» считает, что нужен прозрачный и единообразный механизм, не допускающий неоднозначных толкований, говорит Поляков.

«Транстелеком» поддерживает подход Минэкономразвития, говорит его представитель Татьяна Семенова. По ее мнению, формирование перечня объектов, используемых для размещения средств связи, и единых для всех операторов правил доступа к ним может стать решением актуальной проблемы НДД к государственной, муниципальной и частной инфраструктуре, в особенности к жилым домам.