Как в Европе отслеживают потенциальных переносчиков коронавируса

Приложения не нарушают конфиденциальность данных, но порой эффективнее обходиться вовсе без технологий
Isla Binnie / Reuters

В попытках сдержать распространение коронавируса власти разных стран и городов используют технические средства. В Москве, например, громкая история связана с приложением мэрии «Социальный мониторинг», которое следит за соблюдением карантина заболевшими людьми и на которое поступают многочисленные жалобы. Сначала его невозможно установить, приложение ночью шлет требование больным прислать селфи, непонятно за что выписывает штрафы по 4000 руб. даже тем, кто сидит дома, причем многим не по одному разу. Служба поддержки ничем не помогает, жалуются пострадавшие, а в понедельник стало известно, что их паспортные данные оказались в открытом доступе.

В других странах власти пытаются с помощью приложений выявлять людей, с которыми общались заболевшие, вовремя отправлять их на карантин и таким образом сдерживать распространение вируса. Многие европейские страны, даже во время эпидемии заботясь о защите персональных данных, стали пользоваться совместной разработкой Google и Apple.

Правда, возможности таких приложений в борьбе с распространением коронавируса ограничены. Опыт Германии показывает, что есть другой эффективный, хотя и трудоемкий, способ выявить потенциальных переносчиков вируса. Им сейчас хотят воспользоваться в Великобритании и США.

Децентрализованный подход

Китай использовал радикальные меры, чтобы остановить эпидемию, начав следить за перемещениями и местонахождением заболевших и потенциальных переносчиков вируса. В этом правительству помогали мобильные операторы. Израиль тоже пошел этим путем.

Европейские власти решили, что пандемия – не повод отказываться от строгих требований по защите конфиденциальности данных. Поэтому в апреле Еврокомиссия (ЕК) призвала членов блока использовать приложения, которые отслеживают контакты владельца смартфона не по местоположению человека, а путем обмена данными с устройствами находящихся вблизи людей. Причем использование таких приложений в Европе является добровольным.

Именно такую систему разработали Google и Apple и предоставили ее разработчикам приложений. Она работает следующим образом. Когда люди находятся рядом в течение нескольких минут, их смартфоны обмениваются по Bluetooth анонимными идентификационными ключами. Если один из них заболеет COVID-19, он укажет это в приложении и его телефон отправит во временную базу данных информацию о контактах за последние 14 дней. Люди, находившиеся рядом с заболевшим, получат предупреждения о риске быть инфицированными и советы, что делать дальше. Притом они не будут знать личность заразившегося.

Разрабатываемые в Европе приложения тоже используют в основном Bluetooth, пишет The Wall Street Journal. Но у некоторых есть существенное отличие. Предложенная Apple и Google система использует децентрализованное хранение данных, но не всем европейским странам это нравится. Так, во Франции, Норвегии и Великобритании разрабатывают приложения, позволяющие собирать данные о контактах инфицированных в централизованных хранилищах. Власти утверждают, что это позволит лучше увидеть, как распространяется эпидемия, а использование анонимных данных обеспечит достаточную конфиденциальность. Британская служба здравоохранения уже тестирует свое приложение на острове Уайт. Правда, она также разрабатывает запасное приложение на основе технологии Apple и Google, если первое окажется неудачным.

Но Германия, Италия, Ирландия, Австрия и Швейцария сделали выбор в пользу системы Apple и Google. К этому склоняются также Бельгия и Нидерланды. Европейские регуляторы отдают предпочтение децентрализованному подходу, заявила в мае еврокомиссар по вопросам конкуренции Маргрет Вестагер.

Apple и Google отказались дать WSJ комментарий по какому-либо конкретному приложению или действиям какой-либо страны.

Сетевой эффект

Чтобы подобные приложения помогли в борьбе с коронавирусом, их должны использовать хотя бы 60% населения страны, выявило исследование Оксфордского университета. Но в Сингапуре, Норвегии и Исландии таких гораздо меньше. Индия сделала использование своего приложения обязательным, но даже там оно было скачано более 100 млн раз, что очень мало по сравнению с населением в 1,3 млрд человек.

«Эти приложения могут сыграть определенную роль, но их польза будет зависеть от технологий, количества пользователей и способа обработки данных, ‒ утверждает специалист по здравоохранению Анант Бхан из Yenepoya University в Мангалуре (цитата по Financial Times). ‒ Это не на 100% надежный метод, его необходимо дополнять людьми, которые будут отслеживать контакты».

Так поступила Германия, которая привлекла к этому студентов-медиков и пожарных. Отчасти это был вынужденный шаг, поскольку в стране действуют очень строгие законы о конфиденциальности данных. Но он стал одной из основных причин относительно низкой смертности от COVID-19, отмечает Bloomberg.

Работник социальной службы Йоахим Лазарек из города Вюрцбург с населением около 130 000 человек каждое утро вместе с другими членами команды (поначалу их было 20 человек) получает информацию о новых зараженных коронавирусом. Тот, у кого появились симптомы, должен сдать тест. Если получен положительный результат, Лазарек звонит этому человеку. «Нужно сделать так, чтобы он не испугался, и очень четко объяснить, что теперь нужно сделать», ‒ объяснил Лазарек Bloomberg. Потом он выявляет всех, с кем заболевший общался более 15 минут в течение двух дней до появления симптомов. Зараженный может сам предупредить этих людей, что те являются потенциальными переносчиками вируса. Но Лазарек и другие сотрудники тоже должны сообщить им о необходимости уйти на двухнедельный домашний карантин.

Этим специалистам приходилось порой работать почти без выходных по 10‒14 часов в сутки, говорит Лазарек. Поэтому численность команды в Вюрцбурге была увеличена до 100 человек. Правительство Германии хочет, чтобы на каждые 20 000 жителей страны приходилось пять таких специалистов. Для этого потребуется почти 21 000 человек.

В США власти города Нью-Йорк и штатов Нью-Джерси и Массачусетс тоже планируют использовать модель Германии. В Великобритании руководитель аппарата правительства Майкл Гоув сообщил в воскресенье, что для этой цели рекрутировано уже 17 000 человек, в том числе тех, кто потерял работу в туристическом и гостиничном секторах. Цель – собрать 18 000 таких сотрудников, первые должны приступить к работе 18 мая.