«Колониальная вылазка» Шольца
Олаф Шольц видит в Казахстане и Центральной Азии лишь новый вариант колониальной АфрикиВизит канцлера Германии Олафа Шольца в Казахстан и проведение им саммита в формате «С5 + Германия» с лидерами республик Центральной Азии (ЦА) в Астане 16–17 сентября стали продолжением прежних саммитов, прошедших в Нью-Йорке и Берлине осенью прошлого года. И эта поездка призвана закрепить запущенный процесс западной «колонизации» как Казахстана, так и региона в целом, а также ускорить геополитическую переориентацию местных элит.
Перед Астаной глава германского правительства 15 сентября посетил Самарканд, что неудивительно, так как именно Узбекистан и Казахстан рассматриваются Западом в качестве ключевых игроков и стратегических партнеров в регионе. С президентом Узбекистана Шавкатом Мирзиёевым были достигнуты соглашения в сфере добычи редкоземельных металлов (РЗМ) и других стратегических минералов, а также положительно решен вопрос о пресечении нелегальной миграции и возвращении жителей республики и соседнего Афганистана обратно в страну, откуда они стартовали в ФРГ.
Визит Шольца в ЦА следует рассматривать в контексте целой серии поездок высокопоставленных западных политиков в этот регион. Так, в начале августа в Астане побывал глава внешнеполитического ведомства ЕС Жозеп Боррель, подготовивший необходимую почву. Теперь за преференциями и для обеспечения благоприятных условий деятельности германских и европейских концернов по добыче полезных ископаемых и по реализации своей дорогостоящей продукции приехал Шольц. Это актуально для Берлина в связи с тяжелейшим кризисом в германской экономике.
Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев ответил взаимностью на запросы Шольца, пообещав нарастить поставки углеводородов в ФРГ еще на $850 млн в год и довести объем взаимной торговли уже до $4 млрд. Но это в реальности только верхушка айсберга. Сама повестка переговоров между Берлином и Астаной, как и саммита «С5 + 1», была заранее сверстана и подтверждала все прежние нарративы Запада по получению контроля над месторождениями РЗМ и урана, навязыванию зеленых технологий в сфере энергетики, а также развитию транспортной инфраструктуры для вывоза добываемых ресурсов в обход России.
Астана предлагает проводить первичную переработку рудных материалов в самом Казахстане, что уже нашло отражение в проекте германской корпорации HMS Bergbau, которая сейчас осуществляет добычу лития в республике. Естественно, что никто об экологических последствиях таких «инвестиций» не заикался и мнения местных жителей не спрашивал, несмотря на всю внешнюю риторику о спасении экологии. Между тем используемые Западом технологии как добычи, так и переработки РЗМ не просто несовершенны, но и отравляют земли и грунтовые воды без возможности рекультивации. То есть сама идея Токаева – «сырье в обмен на технологии» – при взаимодействии с европейскими корпорациями по добыче и переработке РЗМ токсична в прямом и переносном смысле. Но зато сразу же создается совместный региональный Исследовательский центр по редкоземельным металлам на базе казахстанского Центра технологического прогнозирования, что облегчит немецким концернам получение доступа к залежам РЗМ в ЦА.
Немецкие компании приглашены к совместной геологоразведке и добыче РЗМ по принципу «сырье в обмен на технологии» с первичной и вторичной обработкой руд в регионе.
Обсуждался и вопрос расширения геостратегического Транскаспийского международного транспортного маршрута, или Среднего коридора, так как Шольц как раз и приехал заверить лидеров бывших советских среднеазиатских республик в том, что ФРГ и ЕС намерены вложить значительные инвестиции в модернизацию транспортной инфраструктуры и обеспечить интеграцию логистических систем.
Для этих целей по программе «Глобальные ворота» выделяется первый транш в размере 10 млрд евро, который будет направлен на обновление оборудования и углубление каспийских портов Актау и Курык, которые передаются под управление европейских компаний с правом выкупа.
Более того, в рамках идеологической концепции зеленого перехода Токаев даже предложил Шольцу подключиться к совместному проекту Казахстана, Узбекистана и Азербайджана по транспортировке водорода по дну Каспия для дальнейшей доставки его на рынки Европы. Но это, скорее, футуристический и пропагандистский план, призванный продемонстрировать приверженность западным установкам по противодействию изменению климата.
Ключевым же моментом саммита «С5 + 1» стало предложение президента Казахстана о создании специального экономического совета для привлечения инвестиций из ФРГ, что еще раз показывает центральную роль Астаны в качестве форпоста и проводника экспансии западного капитала в бывших советских среднеазиатских республиках. Это подается как некий «новый импульс межрегиональной экономической кооперации» в деле формирования Центральноазиатского союза, являющегося в действительности альтернативным ЕАЭС проектом, предложенным Вашингтоном еще в 2020 г.
Такое объединение сейчас необходимо в деле выстраивания «санитарного кордона» изоляции вокруг России с юга. И то, что одна из целей визита – это сподвигнуть среднеазиатские элиты на соблюдение жестких санкций в отношении Москвы, даже не скрывалось Шольцем с самого начала. «Прежде всего хочу сказать, что мы обсуждаем вопрос санкций и то, как не дать их обходить, со многими правительствами многих стран мира. Для нас это принцип, и мы обсуждаем его снова и снова, чтобы добиться хорошей практики применения в интересах достижения цели, которую мы преследуем с помощью санкций. Таким образом, это задача, которую мы преследуем и которой мы будем заниматься еще долгое время. Я совершенно в этом уверен», – подчеркнул канцлер ФРГ.
Примечательно, что перед приездом главы немецкого правительства МИД Казахстана устами заместителя министра иностранных дел Романа Василенко заявил о том, что Казахстан принимает меры, чтобы его не использовали для обхода санкций Запада в отношении России. «Изначально мы не присоединились к тому санкционному режиму. Но мы не заинтересованы, чтобы на нашу экономику распространялись санкции западных стран», – отметил Василенко в своих комментариях, отвечая на вопросы немецких журналистов. На этом направлении предпринимаются значительные усилия. В конце августа USAID поставило и установило свое оборудование слежения на все таможенные пункты Казахстана на границе с Россией для контроля над соблюдением режима санкций, что уже говорит о действующей системе внешнего управления. По сути, этим Запад усиливает свое влияние в ЦА, а также наносит огромный удар по евразийской интеграции.
Поэтому тут никаких расхождений между германским канцлером и казахстанским президентом нет, тем более что теперь такое же американское шпионское оборудование устанавливается и в Узбекистане, а далее появится и в других республиках региона.
Показательное же заявление Токаева во время встречи с Шольцем о том, что Россию невозможно победить в открытой войне, и о том, что Астана поддерживает предложения Китая и Бразилии по мирному урегулированию в украинском конфликте, а также сам отказ от совместной пресс-конференции никого не должны вводить в заблуждение. Это такая своеобразная «домашняя заготовка» в качестве дымовой завесы и попытка только на словах дезавуировать предпринимаемые антироссийские действия и уйти от обсуждения геополитических тем.
Токаев был главным разработчиком концепции «многовекторной политики» в команде Нурсултана Назарбаева, и сейчас он тоже лавирует, пытаясь ублажить сразу всех, рассчитывая притупить бдительность Кремля и продемонстрировать ему свою мнимую лояльность. Это уже было продемонстрировано в конце прошлого года, когда президент Казахстана на Совете глав государств – участников СНГ предложил создать международную организацию по русскому языку, но в самом Казахстане практически тут же, с 2024 г., начался процесс сокращения изучения языка Пушкина в школах.
16 сентября была подписана совместная декларация о сотрудничестве между Республикой Казахстан и Федеративной Республикой Германией, в которой Астана обязуется сотрудничать со всеми западными международными организациями, следовать курсу по переходу к зеленой экономике и осуществлять взаимодействие в деле защиты демократических принципов. А это как раз и есть меморандум признания правящей элитой идеологии Запада.
На самом деле Казахстану и ЦА уготована роль нового «Черного континента». Запад хочет найти замену месторождениям урана и РЗМ, потерянным им в Западной Африке в результате прихода там к власти народных правительств. Буквально на глазах западным компаниям уходят все главные залежи стратегических материалов ЦА, что подрывает монополию Китая в сфере добычи и производства РЗМ и способствует выдавливанию России из региона.
