Московский автосалон не для всех

В этом году число участников сократилось в пять раз
Западноевропейские и японские автопроизводители проигнорировали открывшийся сегодня Московский международный автомобильный салон/ Е. Разумный/ Ведомости

Западноевропейские и японские автопроизводители проигнорировали открывшийся сегодня Московский международный автомобильный салон. В этих условиях больше возможностей показать себя появилось у тех, кто решил остаться, - Lada, Mercedes-Benz, Hyundai и китайских брендов.

Кто приехал, что привезли

«АвтоВАЗ», у которого на Московском автосалоне - 2016 самая большая в его истории экспозиция, привез 19 машин. Они разместились в том числе на открытой площадке, где компания предлагает тест-драйв новинок - седана Vesta и кроссовера Xray. Главное место на стенде, в церемонии открытия которого участвовал новый президент «АвтоВАЗа» Николя Мор, занимают шесть концепт-каров. Прежде всего это прототип компактного кроссовера XСode, выполненный в фирменном X-стиле. Рядом с ним на стенде расположились спроектированные в том же стиле концепты седана и универсала Vesta Cross (выпуск универсала и его кроссоверной версии может начаться во второй половине 2017 г.), концепт Xray Cross и прототипы спортивных модификаций Vesta и Xray.

Помимо серийно выпускаемых автомобилей на стенде «АвтоВАЗА» можно увидеть перспективную модификацию Vesta CNG Taxi, работающую на метане и бензине, модификацию готовящейся к выпуску Vesta с новым вазовским мотором 1,8 л и мощностью 122 л. с. и выпускаемый мелкими сериями удлиненный представительский седан Vesta, получивший название Signature.

Mercedes-Benz привез на автосалон 33 автомобиля (включая три Smart и чемпионский болид Formula 1) и арендовал целиком один из залов выставки. Ключевая российская премьера - кроссовер GLC купе. В числе других премьер - спорткары от Mercedes-AMG: кабриолет S 63 и представители новой линии AMG Sport E 43, GLC 43, кабриолет C 43 и родстер SLC 43. «Мы участвуем в Московском международном автосалоне прежде всего ради наших клиентов, поклонников и друзей марки. Россия остается для Mercedes-Benz одним из важнейших рынков, и мы не меняем наши приоритеты из-за временной нестабильности рынка», - говорит гендиректор АО «Мерседес-Бенц РУС» Ян Мадея (его слова приводятся в сообщении компании).

Hyundai посвятила весь свой стенд новому компактному кроссоверу, выпускаемому в Санкт-Петербурге, - Creta. По прогнозу исполнительного директора «Хендэ мотор СНГ» Алексея Калицева, в 2017 г. на эту модель будет приходиться около 30% российских продаж марки.

Компания Volvo приняла решение отказаться от всех европейских автосалонов, кроме Женевского, поэтому ее дилер «Обухов автоцентр» участвует в салоне самостоятельно. Но шведы помогли привезти в Москву новый флагман компании - 320-сильный седан S90.

Новинки Московского автосалона

Dongfeng Motor (это еще и акционер PSA Peugeot Citroen) помимо прочего привезла на Московский автосалон - 2016 седан А9, созданный на базе новой платформы PSA Peugeot Citroen. Этот седан, как поясняет компания, «является первой моделью премиум-класса собственной марки корпорации Dongfeng Motor».

Среди новинок от китайской Сhangan - седан Raeton, кроссовер CS75, который пока не поставляется в Россию, но ранее уже демонстрировался на Московском автосалоне, а также кроссовер CS35, серийный выпуск которого начнется в сентябре 2016 г. в Липецкой области на мощностях группы «Ирито». В течение 4-5 лет партнеры хотят достичь 50%-ной локализации локально собираемых машин и расширить модельный ряд.

Китайская FAW показала две новые модели для российского рынка – кроссоверы FAW Besturn X80 и FAW D60. Их опытная партия специально для автосалона выпущена на «Автоторе».

Еще один китайский автоконцерн - Geely - привез на Московский автосалон представительский седан Geely Emgrand GT (GC 9, первый автомобиль марки, созданный международной командой дизайнеров под руководством Питера Хорбери), первый кроссовер марки Geely (NL-3), компактный кроссовер Geely Emgrand Cross, седан Geely GL (FE-5), новое поколение кроссовера Emgrand X7. Компания решила участвовать в салоне, чтобы сразу презентовать все новинки, которые скоро поступят на российский рынок из Белоруссии, где расширяется промышленная сборка автомобилей марки, поясняет гендиректор Geely в России Игорь Овсянников.

«Узавто» (бренд Ravon) представил новинку - R3 - и проанонсировал R4.

Почему не приехали другие

Отсутствие на автосалоне большинства автомобильных брендов можно объяснить прежде всего дефицитом новинок и сильно сократившимся российским авторынком, комментирует топ-менеджер одного из иностранных автоконцернов. Он не исключает и влияния санкций против России.

«Несмотря на высокую значимость Московского международного автомобильного салона в России, в 2016 г. руководством компании было принято решение отказаться от участия в данном событии в пользу более приоритетных проектов», - сказал представитель Renault, не уточняя деталей.

Kia Motors Rus приняла решение пропустить Московский международный автомобильный салон - 2016 весной этого года, по словам представителя. «На фоне уменьшения количества участников этого мотор-шоу мы имеем основания предполагать, что поток посетителей выставки в этом году будет существенно меньше, чем в предыдущие годы, - объясняет он. - При этом любой автосалон такого уровня предполагает серьезные затраты». Но оговорился, что компания верит в будущее восстановление спроса на автомобили в России и рассматривает возможность участия в ММАС-2018.

Suzuki расторгла договор с «Крокус экспо» об участии в ММАС-2016 из-за того, что «премьерный показ нескольких моделей был перенесен на более поздний срок», пояснет представитель автопроизводителя. «Текущая экономическая ситуация в нашей стране и изменившиеся условия рынка оказали свое влияние на принятие этого решения», - добавляет он. Бюджет, выделенный на ММАС-2016, был перераспределен на другие маркетинговые проекты. Но это решение «не отменяет нашего участия в следующих автосалонах», добавил собеседник.

Как работает ММАС

В первый день работы Московского международного автомобильного салона 24 августа стенды участников доступны только журналистам и бизнес-партнерам, а для широкой публики салон будет открыт с 25 августа по 4 сентября. ММАС в соответствии с выставочным календарем Всемирной организации автомобильных производителей (OICA) проходит в России раз в два года. Но в этот раз он оказался весьма и весьма скромным по числу его участников. Если в 2014 г. посетители могли увидеть стенды около 50 автомобильных брендов, то в 2016 г. их количество сократилось в пять раз.

«Участие в любой выставке интересно, если у бренда есть премьеры. В этом году все новинки Subaru - обновленные Forester, Outback и XV - мы уже показали клиентам, их продажи начались весной. Как только мы окончательно утвердили план запуска новинок Subaru, стало ясно, что участвовать в Московском автосалоне не будем», - говорит представитель Subaru.

Представитель PSA Peugeot Citroen, который тоже решил не участвовать в ММАС-2016 г., от комментариев отказался.

Toyota, по словам ее представителя, решила не участвовать в ММАС-2016 «в условиях нестабильной экономической ситуации». «Все проекты должны быть оправданы с точки зрения возврата инвестиций. Сейчас первым приоритетом является поддержание на традиционно высоком уровне лояльности наших клиентов, поэтому и маркетинговые задачи лежат именно в этой плоскости», - поясняет он позицию автоконцерна.

Отказ УАЗа от участия в ММАС-2016 «вызван спадом на российском автомобильном рынке и необходимостью в этих условиях поиска более эффективных способов продвижения продукции», говорит представитель компании.

Об этом же сказал и представитель группы Volkswagen: «Основная причина заключается в том, что в связи с экономической ситуацией наши бренды приняли решение сконцентрироваться на других инструментах маркетингового продвижения». И добавляет, что «с учетом целей, стоящих перед маркой Volkswagen, в сложившейся на автомобильном рынке ситуации компания будет концентрироваться на новых специальных версиях своих моделей, на выводе на рынок новых продуктов и поддержке продаж и дилерской сети».

BMW решила не участвовать в ММАС-2016 еще в прошлом году, говорит гендиректор российского подразделения BMW Group Елена Смирнова. «В текущей экономической ситуации данное мероприятие не имеет былой актуальности для целевой аудитории BMW, - объясняет она. - Сегодня в России мы уходим от использования традиционных маркетинговых подходов. Мы уверены, что будущее за индивидуальным и креативным подходом к общению с клиентами». В качестве примера она привела возможность бесплатного проезда по трассе М11 на летний период в честь дня рождения марки для всех владельцев BMW. «Таким образом, мы инвестируем в преимущества и дополнительные возможности для наших клиентов, а не бьем из пушки по воробьям», - заключает Смирнова.

«Несмотря на то что компания не примет участие в ММАС-2016, российский рынок был и остается одним из важнейших для Jaguar Land Rover, - говорит представитель компании. - Согласно нашей стратегии развития мы продолжим расширять наш модельный ряд и запускать две-три новинки в год и в ближайшие пять лет представим 50 продуктовых новостей. В предстоящий год мы сосредоточимся на качественном развитии нашей дилерской сети и будем максимально сфокусированы на уровне обслуживания наших клиентов».

«Планирование модельного ряда не позволило нам подготовить к автосалону никаких премьер. Потому и не участвуем», - лаконичен представитель Mazda.

«Мы приняли сложное решение не участвовать в автосалоне в этом году и направить данные маркетинговые средства на более клиентоориентированные программы», - говорит представитель Ford Sollers. В частности, были продлены специальные условия на покупку автомобилей в сентябре. «Нам кажется, что в текущей экономической ситуации это более целесообразно, чем участие в имиджевых шоу. Тем не менее мы обязательно рассмотрим возможность участия в ММАС в 2018 г.», - отметил собеседник.

GM не участвует в автосалоне в Москве, поскольку хочет «сосредоточиться в этом году на других маркетинговых каналах и способах продвижения моделей».

Среди причин неучастия в ММАС-2016 бренда Mitsubishi ее представитель называет «текущую нестабильную экономическую ситуацию в стране и на автомобильном рынке в частности, а также крайне низкую активность других автомобильных брендов в участии на ММАС-2016». «Мы высоко оцениваем потенциал подобного рода активностей, однако, исходя из текущей ситуации, в этом году мы пересмотрели свои планы и приняли решение акцентировать свою маркетинговую активность на индивидуальных локальных мероприятиях по России, а также на разработке программ для наших постоянных клиентов, чтобы поддержать их в экономически сложный период времени», - добавил он.

На Московском автосалоне можно увидеть стенд с автомобилями Volvo, но его организовал один из дилеров марки - «Обухов». С 2014 г., «несмотря на общепринятую практику участия автопроизводителей во всех крупных автомобильных выставках, Volvo начал постепенно отказываться от этого пути», объясняет представитель компании. «В долгосрочной перспективе компания будет представлена в одном автосалоне на каждом из континентов – в Европе (Женева), США (Детройт) и Азии (чередующиеся каждый год Шанхай/Пекин), - продолжает он. - Вместо повсеместного участия в автосалонах было принято решение сосредоточить усилия на собственных мероприятиях».

«От участия в ММАС-2016 мы отказались еще летом прошлого года, - сказал директор «Чери автомобили рус» (бренд Chery) Геннадий Павлов. - Колебания курса валют, стоимость аренды площадей в «Крокусе» в иностранной валюте, падение продаж на автомобильном рынке, пересмотр стратегии вывода новых автомобилей – когда свели все это воедино, стало ясно, что для нас участие в Московском автосалоне в 2016 г. будет крайне нерентабельным".

Дороговизна автосалона на фоне сокращающегося рынка - одна из причин отказа, говорит и сотрудник другого автоконцерна. В 2014 г. «практически все ведущие бренды и участники выставки заключили контракты по изначальной арендной цене - 185 евро за 1 кв. м», - рассказывал представитель МВЦ «Крокус экспо». По сравнению с 2014 г. цена в этом году снизилась вдвое, говорит один из собеседников «Ведомостей». Но уведомление об этом от организаторов поступило в феврале, а некоторые корпорации со сложной системой согласования к тому моменту уже приняли принципиальное решение и, чтобы его изменить, уже не хватило времени, замечает он.