Статья опубликована в № 3037 от 09.02.2012 под заголовком: Россия неторговая

Коррупция и конкуренция отпугивают иностранных ритейлеров

Коррупция, замедление экономики, демографический спад и возросшая конкуренция делают инвестиции в российскую розничную торговлю с каждым годом все менее привлекательными для западных игроков. К такому выводу пришли консультанты Ernst & Young и A.T. Kearney

Времена бурного роста организованной розничной торговли в России прошли: замедляющаяся динамика реальных доходов населения не позволяет надеяться на прежние темпы развития, пишут консультанты Ernst & Young в обзоре российской розницы за 2011 г. Кризис в розничной торговле пока не закончился, делают вывод они, опросив российских и международных продуктовых и непродовольственных ритейлеров (сколько компаний участвовали в опросе, авторы исследования не раскрывают). Существенная доля респондентов этого опроса (43%) ожидают ухудшения ситуации по сравнению с нынешним положением. Самой серьезной угрозой для отрасли большинство опрошенных (67%) называют плохие экономические условия, 53% говорят о неблагоприятном законодательстве, 47% жалуются на нехватку квалифицированного персонала.

О постепенном снижении темпов роста российской розницы инвесторов предупреждали и крупнейшие российские игроки. Так, прогнозируя рост выручки в 2012 г. на 15–20% (32% в 2011 г.), гендиректор Х5 Retail Group Андрей Гусев говорил: роста продаж на 40% в год, как это было раньше, больше не будет. Гендиректор «Магнита» Сергей Галицкий тоже признает, что рост замедляется: в этом году он ждет от компании роста продаж на 25–30% против 42% в 2011 г. Реальные располагаемые денежные доходы населения России, по данным Росстата, в 2011 г. возросли на 0,8%, в 2010 г. рост был на 5,1%.

Из-за замедления роста экономики перспективность инвестиций в розничный сектор снижается, считают эксперты консалтинговой компании A.T. Kearney. Россия в 2011 г. впервые покинула первую десятку наиболее привлекательных для вложения в розницу стран, опустившись, по оценке A.T. Kearney, на 14-е место в рейтинге со второго в 2009 г. (исследование проводится каждые два года). Основная причина – замедление темпов роста отрасли, а также снижение количества и качества доступных торговых площадей. С ростом уровня проникновения сетей в регионы, консолидацией отрасли и повышением конкуренции становится все труднее выйти на российский розничный рынок, для новых участников он практически закрыт, констатируют консультанты E&Y. Сети, уже закрепившиеся на рынке, имеют достаточно прочные позиции и не намерены пускать новые компании на свою территорию. А цена выхода на рынок путем покупки активов существенно выросла, заключают в E&Y. «Многие иностранные компании предпочитают воздержаться от крупных инвестиций в российский ритейл, от крупных сделок и выхода в новые форматы розничной торговли из-за относительной политической нестабильности по сравнению с другими странами в нашем исследовании», – говорит один из соавторов исследования, управляющий партнер московского офиса A.T. Kearney Пер Хонг. Попытки двух крупнейших мировых ритейлеров, Walmart и Carrefour, выйти в Россию пока не увенчались успехом. В феврале 2010 г. французы, открывшие два магазина, свернули бизнес в России, объяснив, что в кратко- и среднесрочной перспективе не смогут стать лидерами рынка. В декабре 2010 г. свое представительство закрыла и Walmart.

Не добавляет России привлекательности в глазах инвесторов и высокий уровень коррупции, пишут консультанты Ernst & Young. В рейтинге «Индекс восприятия коррупции» Transparency International Россия находится на 142-м месте среди 182 стран, что соответствует очень высокому уровню коррупции, напоминают они.

Большого спроса со стороны западных стратегов на российские компании нет, считает управляющий директор «Ренессанс капитала» Максим Арефьев. «Россия с точки зрения инвестиционной привлекательности уже не в тренде. Это связано прежде всего с политическими обстоятельствами, и это началось не в декабре [2011 г.], а в 2007 г., когда люди, занимающиеся деньгами, поняли, что в Россию можно ходить крайне избирательно», – говорит банкир. Дело, по его словам, не только в политических, но еще и в инфраструктурных рисках, коррупции и сложностях в развитии бизнеса. «И как следствие – связанная с этими рисками стоимость активов. Она давно уже отпугивает многих западных игроков от каких-либо крупных сделок», – говорил он в конце 2011 г.

Перспективность вложений в российские активы (не только в ритейл) несколько снижается, соглашается Дэйл Кларк, который руководит практикой по работе с компаниями потребсектора в российском офисе PwC. Но в долгосрочной перспективе потенциал у российской розницы все-таки есть, настаивает он, ведь доля организованной торговли все еще мала. По данным Saatchi & Saatchi, на современные форматы сетевой торговли (супер- и гипермаркеты, дискаунтеры и cash & carry) в России приходится 35% розничных продаж, а остальное – на старые магазины с прилавками, открытые рынки и ларьки. В ближайшие 5–10 лет Россия обойдет Германию и станет крупнейшим в Европе потребительским рынком, считает Хонг из A.T. Kearney: рынок будет расти в среднем на 10% ежегодно в ближайшие пять лет.

Арефьев из «Ренессанса» говорит, что будущее (с точки зрения инвестиций) – за непродуктовой розницей. «Она по большей части еще плохо структурирована, но маржа там выше; темпы роста сравнимы или лучше, чем у продуктовой розницы; сегмент позволяет ритейлерам глубоко дифференцироваться от основных игроков или от общего тренда», – считает он.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать