Бизнес
Бесплатный
Дмитрий Казьмин|Милана Челпанова
Статья опубликована в № 3195 от 25.09.2012 под заголовком: Двойной счет за поезда

Налоговики сочли пригородные перевозки прибыльными

Налоговики могут опровергнуть давний постулат РЖД об убыточности пригородных перевозок. Они считают, что крупнейший оператор на этом рынке – столичная Центральная пригородная пассажирская компания получала прибыль, а не убытки, и требуют доплатить в бюджет 740 млн руб.
Ю. Петряев / Ведомости
Центральная пригородная пассажирская компания

Пассажирский перевозчик, осуществляет пригородное сообщение по территории Москвы, Московской, Курской, Владимирской, Рязанской, Тульской, Калужской, Смоленской, Брянской и Орловской областей акционеры – РЖД (49%), департамент имущества Москвы (25,33%), ООО «МПК» (совладелец – руководитель департамента транспорта Москвы Максим Ликсутов, 25,33%). пассажиропоток – 506,3 млн человек. Финансовые показатели (РСБУ, 2011 г.): выручка – 23,7 млрд руб., чистая прибыль – 4,7 млрд руб.

С июля Центральная пригородная пассажирская компания (ЦППК) оспаривает в Арбитражном суде Москвы претензии столичной инспекции ФНС № 5 на 740 млн руб. налогов, пеней и штрафа. По собственным данным ЦППК, она занимает свыше 80% московского и 56% общероссийского рынка пригородных железнодорожных перевозок. Как выяснили «Ведомости», посетив судебное заседание 12 сентября, претензии касаются периода 2008–2009 гг. Налоговики уличили структуру РЖД в двойной оплате расходов на некоторые услуги, оказываемые монополией. В результате компания либо ушла в убыток, либо занизила прибыль в 2008–2009 гг. Представитель ЦППК парирует, что убыток у компании был только в 2008 г. (349 млн руб.), а в 2009 г. была прибыль в 383 млн руб.

Вопросы с двойной оплатой одних и тех же услуг или работ судья Максим Ларин разделил на два эпизода.

Первый связан с уборкой платформ и оплатой электричества на движение составов и освещение объектов инфраструктуры. ЦППК, кроме того что заключила с РЖД общий договор на аренду инфраструктуры и составов по регулируемому тарифу (11 руб. за вагоно-километр), отдельно платила третьим лицам за уборку платформ и прилегающей территории. Также ЦППК дополнительно оплачивала затраты на электричество. Представитель инспекции сказал в суде, что эти услуги уже входят в тариф и повторно оплачиваться не должны. Налоговики считают, что на деле уборкой занимались структуры РЖД, а подрядчики, которых якобы привлекала ЦППК, не могли быть исполнителями работ из-за отсутствия необходимых ресурсов.

Второй эпизод касается ремонта прилегающей инфраструктуры, в том числе помещений. По мнению налоговиков, эти работы также должна проводить РЖД как собственник. Кроме того, исполнителя работ налоговики считают однодневкой. По данным инспекции, на ее учредителя зарегистрировано более 100 организаций, а платежи от ЦППК шли на закупку косметики и сантехники.

Представители ЦППК в суде объяснили оплату этих работ и услуг расплывчатой тарифной политикой государства. По их словам, когда в конце 2007 г. приняли тариф на использование инфраструктуры РЖД для пригородных перевозок, Федеральная служба по тарифам (ФСТ) подробно не расшифровала перечень входящих в него услуг.

Поэтому поскольку компания проводила уборку за свой счет до 2008 г., то продолжила это делать, привел пример представитель ЦППК: при этом убирали только те участки, которые не охватывала РЖД. По его словам, схожая ситуация с электричеством: ранее оно стоило почти 1 руб. на вагоно-километр, включено ли оно в новый тариф и в каком объеме – было непонятно. Ремонт же ЦППК была обязана проводить за свой счет по договору с РЖД, утверждал представитель компании. Представитель РЖД в суде в целом подтвердил это.

Судья Ларин констатировал, что с эпизодами, где исполнителями работ были однодневки, все понятно: если это подтвердится, расходы компании приняты не будут. Также его удивило, что направления, которые были переданы в аренду ЦППК, продолжала убирать РЖД. С двойной оплатой услуг и работ Ларин предложил разобраться после пояснений ФСТ. К заседанию суда служба их не представила, а ее представитель не пришел. Ларин еще раз обязал их принести в суд расшифровку тарифа на 2008 и 2009 гг. на следующее заседание 14 ноября. Представитель ФСТ отказался от комментариев.

Налоговые споры из-за плохого регулирования тарифов нередки, замечает партнер Taxadvisor Дмитрий Костальгин. Так, в этом году Высший арбитражный суд поставил точку в вопросе, включен ли НДС в тариф за услуги ЖКХ (если специально не указано, то нет. – «Ведомости»). Если факт двойных платежей в пользу РЖД будет доказан, это будет признано необоснованным обогащением. Тогда излишне уплаченные средства монополии придется вернуть арендаторам, а те заплатят с полученных сумм налоги, отмечает Костальгин. Представитель РЖД отказался это комментировать.

Балансирование ЦППК на грани рентабельности выгодно и ей самой, и РЖД. Менеджеры последней неоднократно говорили об убыточности пригородного сообщения в России. При этом РЖД настаивает, чтобы региональные бюджеты компенсировали разницу между согласованной стоимостью билетов для населения и реальными затратами железнодорожников на перевозку. В августе монополия предупреждала о сокращении количества электричек во многих субъектах из-за нежелания местных властей софинансировать перевозки, речь шла о 86 поездах в 14 регионах. Две недели назад вице-премьер Аркадий Дворкович не исключил удвоения господдержки РЖД в 2013 г., в этом году она составила около 100 млрд руб. Правда, ЦППК в 2011 г. получила субсидию всего на 215 млн руб., указано в ее годовом отчете, отчеты за более ранние периоды компания не публикует.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать
Читать ещё
Preloader more