Статья опубликована в № 3839 от 27.05.2015 под заголовком: УВЗ бережет свою «тележку»

«Уралвагонзавод» судится с конкурентами из-за использования его «тележки»

Компании уже удалось добиться уступок от Тихвинского вагоностроительного завода
Прослушать этот материал
Идет загрузка. Подождите, пожалуйста
Поставить на паузу
Продолжить прослушивание

Отстояв свои интеллектуальные права на вагонную тележку модели 18-100, «Уралвагонзавод» (УВЗ) начал судиться с конкурентами, которые, по его мнению, незаконно производят и используют детали этой тележки. В конце апреля УВЗ подал иск к Армавирскому заводу тяжелого машиностроения (АЗТМ; по данным СПАРКа, контролируется кипрской Mariupol Investments Ltd.) в Арбитражный суд Краснодарского края, потребовав с АЗТМ 114,4 млн руб. Судебное заседание назначено на 2 июня, говорится на сайте суда. С представителем АЗТМ связаться не удалось.

Это уже не первый иск УВЗ к конкуренту за незаконное производство деталей тележки 18-100. В октябре 2014 г. УВЗ подавал аналогичный иск в Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области к Тихвинскому вагоностроительному заводу (ТВСЗ; входит в Объединенную вагонную компанию (ОВК) группы ИСТ). В иске говорилось, что ТВСЗ нарушил исключительные права УВЗ на изобретение «Тележка железнодорожного вагона» (патент № 2200681). УВЗ в суде утверждал, что ТВСЗ в 2012–2014 гг. без согласия УВЗ выпускал и продавал продукцию, в производстве которой использовал его изобретение. Тогда сумма иска составила 341 млн руб. Но спор был улажен мирно, следует из материалов суда. ТВСЗ согласился выплатить УВЗ 30 млн руб. и заключил с ним соглашение на использование деталей тележки (ее боковой рамы) до конца 2017 г. Кроме того, ТВСЗ будет платить 2% от стоимости реализованного товара, произведенного с использованием технологий УВЗ.

Представитель ТВСЗ говорит, что завод использовал детали тележки УВЗ для производства вагонов до сертификации собственной тележки Barber S-2-R, на которой предприятие выпускает вагоны сейчас.

Под управлением ОВК сейчас около 6000 вагонов на тележке 18-100. Но к 2016 г. компания планирует заменить их тележку на Barber S-2-R и продать. ОВК планирует привлечь кредит «ФК Открытие» на модернизацию части парка.

УВЗ запатентовал тележку 18-100 еще в 2001 г. Но возможность судиться с конкурентами из-за ее незаконного использования получил только в прошлом году. Дело в том, что в конце 2012 г. Роспатент по жалобе РЖД аннулировал патент УВЗ на тележку 18-100. Железнодорожная монополия настаивала, что тележка 18-100 не может считаться интеллектуальной собственностью УВЗ, так как ее аналоги производятся в США и Канаде.

УВЗ сразу же оспорил решение Роспатента в суде. В ноябре 2013 г. Арбитражный суд Москвы признал правоту Роспатента. УВЗ оспорил и это решение. И летом прошлого года Девятый арбитражный апелляционный суд встал на сторону УВЗ, а в ноябре 2014 г. его правоту подтвердил и московский суд по интеллектуальным правам. Во вторник с представителем Роспатента связаться не удалось.

При этом сам УВЗ тележку 18-100 с нагрузкой на ось 23 т, уже не использует. С 2015 г. компания перешла на производство вагонов с нагрузкой 25 т на новых тележках.

Вагоны на тележке 18-100 по лицензии УВЗ сейчас производят «Алтайвагон» (структура ХК СДС), «Рузхиммаш» (входит в RM-Rail Олега Дерипаски) и др.

Представитель УВЗ отказался сообщить, станет ли компания подавать новые иски за незаконное использование технологии производства тележки 18-100.

Читать ещё
Preloader more