«Победа» хочет начать летать за границу уже зимой

Для этого нужно изменить правила распределения международных направлений
Лоукостер «Аэрофлота» уже с осени этого года может выйти на рынок международных перевозок/ М. Стулов/ Ведомости

Лоукостер «Аэрофлота» «Победа» планирует уже с осени этого года выйти на рынок международных перевозок. Об этом сообщил "Интерфакс", информацию подтвердил «Ведомостям» источник в группе «Аэрофлот».

На данный момент по внутриведомственному документу Минтранса допуски на международные рейсы могут получать только перевозчики, которые летали до этого на внутренних линиях не меньше двух лет. «Победа» не соответствует этому критерию: она начала полеты с декабря 2014 г. Предыдущий лоукостер «Аэрофлота» – «Добролет», который попал под санкции ЕС за полеты в Крым, работал с июля по август прошлого года. Однако «Аэрофлот» обратился в Минтранс с просьбой изменить эту норму, рассказывает источник в группе. Ведомство уже подготовило проект приказа, согласно которому дочерние авиакомпании смогут начать полеты на международных воздушных линиях, не отлетав двух лет на внутренних линиях, рассказал представитель Минтранса. Это послабление будет действовать в том случае, если материнская компания уже обладает правом полетов на международных линиях. «В настоящее время проект приказа проходит процедуру внутриведомственного согласования, а также согласования с Минэкономразвития России. Принятие документа запланировано на конец июля – начало августа текущего года», – уточнил представитель Минтранса.

Больше маршрутов – больше самолетов

На данный момент «Победа» выполняет полеты по 34 направлениям в России. К 2018 г. компания планирует нарастить маршрутную сеть до 45 внутренних и международных направлений. Размер флота компании за это время должен вырасти почти в 4 раза – с 11 до 40 самолетов. К 2017 г. компания должна выйти на безубыточность. По итогам прошлого года перевозчик принес группе 599 млн руб. убытков (по МСФО).

Представитель Минэкономразвития не ответил на запрос о том, какова позиция ведомства по этому приказу. Представитель «Победы» сказал только то, что авиакомпания планирует добавить в маршрутную сеть зарубежные рейсы, «когда получит допуск на международные воздушные линии».

Ограничение в доступе на международные линии, которое сейчас пытается обойти группа «Аэрофлот», в свое время лоббировали именно крупные перевозчики, отмечает авиационный эксперт, научный сотрудник Высшей школы экономики Андрей Крамаренко. При этом «Аэрофлот» сталкивается со сложностями из-за собственных инициатив уже не в первый раз. Во время сертификации «Добролета» авиакомпания была вынуждена первое время формально выполнять чартерные рейсы из-за ограничения на размеры флота, напоминает эксперт (для получения сертификата необходимо иметь в парке не меньше восьми самолетов).

В какие страны полетит "Победа"

Сейчас руководство авиакомпании изучает направления, куда «Победа» может начать полеты с зимнего расписания, говорит источник в группе (зимнее расписание начинает действовать с конца октября). Среди возможных маршрутов – страны СНГ (например Баку и Минск), Германия, Италия и Калининград (полеты в этот город считаются международными из-за пересечения воздушного пространства нескольких стран). Если набор маршрутов действительно получится таким, можно будет сказать, что «Победа» выбрала самые популярные международные направления, считает Крамаренко. Выход на зарубежные рейсы поможет снизить сезонность спроса, которая характерна для перевозок по России из-за климата, добавляет эксперт. При этом на большинстве маршрутов в названных странах «Победа» может стать конкурентом перевозчиков из первой пятерки, в частности самого «Аэрофлота». По данным на сайте группы компаний, «Аэрофлот» выполняет рейсы в Калининград, большую часть столиц стран СНГ, а также по семи направлениям в Германии и по четырем направлениям в Италии.

Как взаимодействуют международные перевозчики и их "дочки"

На международном рынке есть случаи, когда в одну группу компаний входят традиционная авиакомпания и лоукостер. Так, в группу Lufthansa входит как Lufthansa German Airlines, так и ее дочерняя компания – лоукостер Germawings (который в ближайшее время перейдет под зонтичный бренд Eurowings, под этим брендом будут выполняться в том числе дальнемагистральные полеты). Как пояснил директор по корпоративным коммуникациям Lufthansa в Европе Мартин Рикен, такое соседство привело к некоторым изменениям в маршрутной сети головной компании. Два года назад Lufthansa приняла решение о передаче маршрутов из неузловых аэропортов своей дочерней авиакомпании Germanwings. Таким образом, Lufthansa стала выполнять рейсы только из Франкфурта и Мюнхена, а на остальных направлениях в немецкие города летает Germanwings. Представитель «Победы» не пояснил, каков будет возможный уровень цен на международных направлениях лоукостера. В случае Lufthansa и Germanwings маршруты компаний не дублируют друг друга полностью, поэтому их цены сложно сравнивать. Однако, например, на перелеты из Москвы в немецкие города на большей части маршрутов билеты лоукост-"дочки" дешевле примерно на 25–30%.

Так, по данным специалистов онлайн-агентства путешествий Tripsta, рейсы в Берлин будут дешевле у Germanwings, цены здесь начинаются от 5430 руб. за билет в одну сторону, без багажа. Lufthansa выполняет свои рейсы только через хабы во Франкфурте и Мюнхене, поэтому рейс с пересадкой до Берлина будет несколько дороже. Цена в одну сторону при условии покупки билета туда-обратно начинается от 7114 руб., но будет включать багаж. За аналогичную цену путешественники смогут улететь в Дюссельдорф, в то время как цена на Germanwings на это направление начинается от 5740 руб. Однако, например, в Кельн на Lufthansa можно найти билеты от 5084 руб., в то время как на Germanwings цены начинаются от 6453 руб.