Депутаты хотят запретить скидки и промоакции на алкоголь

Соответствующий законопроект уже внесен в Госдуму
Алкоголь без скидки готовы покупать далеко не все россияне – в кризис это дорогое удовольствие/ Андрей Гордеев/ Ведомости

Депутаты Госдумы от фракции ЛДПР внесли законопроект о введении в России запрета на стимулирование продаж алкоголя при помощи скидок, а также бесплатной раздачи спиртного. Соответствующие поправки к федеральному закону 171-ФЗ о регулировании алкогольного рынка опубликованы на сайте Госдумы. Внесение законопроекта подтвердил один из подписавших его депутатов – Вадим Деньгин.

Доступная цена алкоголя – одна из причин алкоголизма в стране, отмечают авторы проекта, тогда как проводимые торговыми сетями рекламные акции дополнительно стимулируют покупать алкоголь, делая запасы, – скидки достигают порой 40–50%. Это один из наиболее эффективных методов воздействия на потребителя для увеличения продажи товара и покупательского потока, отмечается в пояснительной записке к законопроекту. Отсутствие скидок сделает потребителей более свободными в выборе товара, считают депутаты.

Ограничительные меры уже показали свою эффективность на примере табачного рынка: спустя два года после вступления в силу закона, запрещающего курение в общественных местах, россияне стали курить на 17% меньше, ссылаются авторы проекта поправок в 171-ФЗ на данные Минздрава.

Отменить скидки на алкоголь еще в начале февраля предложил депутат от ЛДПР Владимир Сысоев. Тогда руководитель Роспотребнадзора Анна Попова сочла предложение целесообразным. «Скидочные акции должны рассматриваться, как и любая другая рекламная кампания, и должны быть запрещены», – цитировало ее агентство «РИА Новости».

В среднем около трети алкоголя в рознице продается по акциям, подсчитал представитель крупного федерального ритейлера. В 2016 г. среднемесячная скидка на алкоголь в торговых сетях варьировалась от 22,4 до 38%, свидетельствуют данные мобильного приложения «Едадил», у которого 3,5 млн активных пользователей.

Ценовой фактор влияет на поведение потребителя в зависимости от категории товара, отмечала ранее Nielsen. Так, при повышении цены на 10% на товары первой необходимости (молочная продукция, хлеб и др.) 51% российских потребителей не станут отказываться от покупки. В случае с продукцией не первой необходимости, к которой относится алкоголь, 45% потребителей готовы отложить покупку и лишь 15% продолжат приобретать алкоголь по более высокой цене.

Скидочные акции давно перестали носить только лишь маркетинговый характер, их задачи – своевременный уход товара с полок и уменьшение стоков при перепроизводстве, замечает Ораз Дурдыев, член совета директоров пивоваренной компании «Сан инбев» (российская «дочка» Anheuser-Busch Inbev). Для производителей пива особенно важно поддерживать лояльность потребителей к бренду: за последние 6–7 лет рынок пива в России сократился на 40%, напоминает он. В условиях практически полного запрета на рекламу отрасль лишится, по сути, последнего эффективного канала продвижения брендингового продукта на местах продаж, добавляет представитель дистрибутора алкоголя «Ладога дистрибьюшен».

Ограничение торговых сетей в скидках, по сути, означает введение максимальной наценки, что обязательно приведет к исчезновению товаров и неконкурентной экономике, уверен президент Союза производителей алкогольной продукции и вице-президент холдинга «Русский стандарт» Игорь Косарев. Сети сами должны определять, сколько они хотят и могут заработать на продаже той или иной продукции, считает он. Ограничение алкоголя в проведении промо негативно отразится на осведомленности потребителей о легальных местах продаж и о доступности сертифицированного качественного алкоголя, добавляет представитель крупной федеральной торговой сети. А такая информация, по его мнению, важна с учетом случаев массовых отравлений суррогатами алкоголя.

Если инициатива будет одобрена, выиграют производители дешевой продукции, считает гендиректор и совладелец компании «Легенда Крыма» (производитель вина и дистрибутор) Михаил Штырлин: ценовые акции дают возможность производителям более качественной и дорогой продукции познакомить потребителя с ней. 95% продаж алкоголя и так приходится на товар по минимальной цене, поэтому существенного влияния на рынок этой инициативы ждать не стоит, возражает представитель «Ладога дистрибьюшен». Поэтому, с другой стороны, введение такого ограничения может нормализовать рынок и вывести каждый товар на свою реальную цену, продолжает он: акции из рекламного мероприятия превратились в погоню за ростом выручки ритейлера.

Пока с профильным комитетом и с кем-то из чиновников свою инициативу фракция ЛДПР не согласовывала, сообщил Деньгин. Комитет эту инициативу не рассматривал, подтвердила «Ведомостям» замруководителя аппарата комитета Госдумы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству Татьяна Кошулько. В аппарате профильного вице-премьера Александра Хлопонина также не смогли прокомментировать проект поправок, так как «пока не ознакомились с инициативой».

Представитель Минфина на запрос не ответил.