Грузовое движение по Транссибу закрыто на двое суток

РЖД может недосчитаться 600 000 т экспортных грузов
Лишь по счастливой случайности при обрушении моста обошлось без человеческих жертв/ ТАСС

«Российские железные дороги» (РЖД) на двое суток остановили отправку грузов в восточном направлении, говорится в телеграмме за подписью первого заместителя гендиректора компании Анатолия Краснощека от 9 октября. «Ведомости» ознакомились с копией документа, ее достоверность подтвердил представитель РЖД.

Причина запрета – обрушение автомобильного моста на станции Свободный в Амурской области на главный путь Транссибирской магистрали (Транссиб), говорится в телеграмме. Грузы назначением на станции Хабаровского и Владивостокского регионов не будут приниматься 10 и 11 октября. Исключение сделано только для станций, расположенных восточнее Свободного, где движение поездов не нарушено.

Почему упал мост

«Очень серьезная ситуация, чудом удалось избежать больших жертв, – говорит гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. – Это крупная станция с большим количеством путей, по которым могли ехать пассажирские поезда».

Мост рухнул 9 октября в 10.36 по местному времени, когда на него заехал грузовик. Обошлось без человеческих жертв. Лишь водитель грузовика при падении получил травмы. Пролеты моста упали на стоявший на станции порожний состав группы «Новотранс», повреждено два вагона, сообщил представитель группы.

Рухнувший мост был построен в 1982 г. Последний раз он обследовался в нынешнем году, передал «Интерфакс» со ссылкой на отчет центра диагностики и мониторинга устройств инфраструктуры (подразделение РЖД). Состояние моста было признано удовлетворительным, но РЖД имела к нему ряд замечаний.

Причины обрушения моста должна установить специальная комиссия с участием транспортной прокуратуры и правоохранительных органов, говорит представитель РЖД. Но, по его словам, «на видеозаписи, размещенной в интернете, отчетливо видно, что мост начал рушиться со стороны полосы отвода» после въезда на него грузовика.

Обрушение мог спровоцировать и прошедший тяжеловесный поезд, состоящий из грузовых вагонов с повышенной нагрузкой на ось, предположил представитель группы «Новотранс». От использования таких составов создается повышенная вибрация, добавляет он. «Что касается железнодорожной инфраструктуры РЖД, то на участках обращения грузовых вагонов с повышенной нагрузкой на ось она для этого приспособлена, что подтверждено как опытными поездками, так и регулярной эксплуатацией», – парирует представитель РЖД. Он также добавляет, что Амурская область является регионом с повышенной сейсмичностью: «Строительными нормами определено, что возводимые сооружения здесь рассчитаны на землетрясения до 7–8 баллов».

Местные власти уже подсчитали, что восстановление моста обойдется примерно в 2 млрд руб.

Перевезут меньше

В порты Хабаровского края (Ванино и проч.) грузы возятся по БАМу, в Приморский край (Восточный, Находка и проч.) – по Транссибу, отмечает Бурмистров. В телеграмме РЖД не говорится, в отношении какой из этих магистралей вводится запрет на погрузку. Но, по сути, почти на трое суток парализовано грузовое движение по Транссибу. Свободный – узловая станция, расположенная на главном пути магистрали, объезда нет, говорят Бурмистров и сотрудник одной из компаний – железнодорожных операторов.

Вечером РЖД открыла для движения поездов один из путей на станции Свободный – для приоритетного проезда пассажирских поездов.

Возможно, для кого-то РЖД сделает исключение, разрешив погрузку в восточном направлении, но эти составы по дороге все равно придется бросить до снятия ограничений, замечает сотрудник одной из компаний-грузоотправителей. На момент обрушения на маршруте от Кузбасса до портов Дальнего Востока уже находилось более 400 брошенных поездов, к 11 октября их число из-за аварии может вырасти вдвое, думает Бурмистров. Из-за запрета РЖД потеряет минимум 600 000 т экспортных грузов по итогам года. Это более 0,7% перевозок по Транссибу. В основном по Транссибу перевозятся уголь на экспорт и контейнеры, добавляет эксперт.

Потери будут восполнены в течение месяца, надеется представитель РЖД.

Как объехать

Перебросить часть грузов с Транссиба на БАМ, чтобы миновать возникшую пробку, не получится – он и так перегружен. По Транссибу на восток ежедневно перевозится около 400 000–500 000 т всех грузов в день, по БАМу – около 120 000 т в день, указывает один из грузоотправителей. Проехать через Китай тоже не удастся – помешают брошенные вагоны, добавляет он.

РЖД регулярно вводит ограничения на погрузку на восток, поэтому у крупных компаний уже есть готовые решения для подобных ситуаций. Как показывает опыт предыдущих ограничений, для устранения такой пробки потребуется 2–3 недели, говорит собеседник «Ведомостей».

Другой грузоотправитель заявил, что его больше волнует ситуация с порожними вагонами. «Ситуация с обрушением моста и остановкой движения усугубит эту проблему, так как порожние составы, в большом количестве идущие с востока на запад, окажутся отрезаны на двое суток, – объясняет он. – И через 5–7 суток грузоотправители это почувствуют».

Представители СУЭК и УГМК (владеет «Кузбассразрезуглем») от комментариев отказались.