WSJ: Amazon тайно изменил в свою пользу алгоритм поиска товаров

Это может усилить внимание антимонопольных органов к компании
Carlos Jasso / REUTERS

Amazon в конце прошлого года тайно изменил алгоритм поиска на своем сайте с целью повысить продажи товаров, приносящих ему наибольшую прибыль, а не лучше всего отвечающих запросам пользователей. Об этом сообщила The Wall Street Journal со ссылкой на людей, работавших над этим проектом. Такое изменение может дать собственным продуктам Amazon преимущество перед товарами конкурентов, поэтому против него выступали некоторые сотрудники компании и юристы. Тем временем антимонопольные регуляторы США и Евросоюза уделяют все более пристальное внимание технологическим гигантам.

Любое изменение поисковых алгоритмов может сильно влиять на продажи. Сайт Amazon – самое популярное место для онлайн-поиска товаров в США, и чаще всего потребители покупают вещи, которые отображаются на первой странице результата поисковых запросов, по данным аналитической фирмы Jumpshot. При этом Amazon выступает и как оператор онлайн-платформы, где свою продукцию выставляют сторонние продавцы, и предлагает собственные товары.

Давление на разработчиков

Руководители розничного подразделения Amazon в Сиэтле уже много лет оказывают давление на разработчиков алгоритма из команды A9, находящейся в Кремниевой долине, утверждают источники WSJ. Первые хотели, чтобы те добавили в алгоритм переменную, учитывающую, какую прибыль товары приносят компании. Они приводили в пример сети супермаркетов, которые продвигают товары под собственным брендом.

Но разработчики алгоритма и юристы выступали против, так как один из принципов Amazon – ставить на первое место интересы клиентов; также это могло вызвать претензии антимонопольных регуляторов. Еврокомиссия уже оштрафовала Google на 2,4 млрд евро в 2017 г. за злоупотребление доминирующим положением среди поисковиков при запуске сервиса для сравнения цен на товары, указывали юристы. «Мы изо всех сил сопротивлялись, так как они, конечно, требовали предпочтительного отображения своих товаров в поиске», – рассказал один из бывших сотрудников А9.

Много лет A9 работала независимо от розничного подразделения Amazon. Но теперь команда отчитывается перед его руководителем Дугом Херрингтоном и фактически подчиняется его подразделению, пишет WSJ. Чтобы у юристов не было возражений, менеджеры Amazon решили изменить алгоритм косвенным образом. Разработчики всегда тестируют новые переменные в алгоритме, анализируя их влияние на число и размер заказов и другие показатели, чтобы убедиться, что они помогают повысить удовлетворенность клиентов. Поэтому менеджеры поставили перед разработчиками новую задачу – оценивать, как переменные позволяют повысить прибыль Amazon. Это позволило скрыть истинную цель добавления новых переменных в алгоритм, отмечает WSJ.

Правда, работавшие над этим проектом сотрудники признаются, что не знают, насколько это помогло Amazon повысить продажи собственных товаров. Ведь порой продукты сторонних продавцов могут быть более прибыльными.

По данным Аmazon, на долю его брендов приходится лишь около 1% продаж на его платформе, или менее $2 млрд в 2018 г. Хотя, по оценкам SunTrust Robinson Humphrey, продажи собственных товаров компании достигнут $31 млрд к 2022 г.

Представитель Amazon Энджи Ньюман отрицает, что компания изменила алгоритм с целью повышения прибыли, и отказалась комментировать информацию о разногласиях сотрудников по этому поводу. «[Amazon] отображает желаемые потребителями продукты вне зависимости от того, предлагают ли их наши собственные бренды или наши партнеры», – приводит WSJ слова Ньюман.

После публикации WSJ компания назвала эту историю «недостоверной».

Внимание регуляторов

Прежде Amazon удавалось избегать пристального внимания властей – отчасти потому, что высокая конкуренция на его платформе помогала снижать цены на товары, отмечает WSJ. Но в последние месяцы власти США вслед за ЕС стали усиливать давление на крупные технологические компании. Весной сенатор Элизабет Уоррен, возможный кандидат в президенты США от демократов, и вовсе призвала разделить Amazon, Google и Facebook на части. По ее словам, они уничтожают конкуренцию, зарабатывают на конфиденциальных данных пользователей и «в ходе этого процесса наносят вред малому бизнесу и препятствуют инновациям».

Еврокомиссия в июле объявила, что собирается выяснить, не использует ли Amazon данные работающих на его платформе продавцов для нечестной конкуренции с ними. Хотя эксперты отмечают, что дело может оказаться непростым, ведь Amazon заключает с продавцами контракты об использовании их данных.

В конгрессе США в июле тоже состоялись слушания на эту тему. На них заместитель главного юрисконсульта Amazon Нэйт Саттон пытался доказать, что компания не использует данные других продавцов с целью повысить продажи собственных продуктов. Недавно конгрессмены в рамках антимонопольного расследования в отношении технологических компаний также попросили Amazon предоставить информацию об обсуждении его менеджерами поисковых запросов на сайте компании.

В США антимонопольным регулированием занимаются сразу два ведомства – министерство юстиции и Федеральная торговая комиссия США (FTC). Но отношения между ними натянутые, поэтому 17 сентября в Вашингтоне состоялись слушания с руководителями обоих ведомств. Конгрессмены хотели знать, не помешает ли это вести им антимонопольные расследования в отношении технологических гигантов. Слушания состоялись на следующий день после публикации WSJ. Председатель FTC Джозеф Саймонс в ответ на вопрос конгрессменов об этой истории заявил, что предполагаемое использование компанией алгоритма поиска в пользу собственных продуктов «потенциально проблематично». Однако Саймонс отказался отвечать, начала ли уже FTC расследование в отношении Amazon.