Правительство ждет 3,3 трлн рублей инвестиций в нефтегазохимию

Субсидирование переработки этана и СУГ может принести бюджету до 330 млрд рублей в виде налогов
Основная задача субсидирования новых проектов – вовлечение в переработку дополнительных объемов сырья /Андрей Гордеев / Ведомости

Новые меры государственной поддержки должны повысить интерес компаний к проектам по переработке сжиженных углеводородных газов (СУГ) и этана, считает правительство. Обратный акциз на эти виды сырья повысит инвестиционную привлекательность 11 проектов общей стоимостью более 3,3 трлн руб., указывается в материалах, посвященных мерам стимулирования нефтехимии.

«Ведомости» ознакомились с копией документа, подготовленного Минэнерго и Минфином, его подлинность подтвердил представитель Минэнерго. В случае реализации этих проектов сумма дополнительных налоговых отчислений (налог на имущество, прибыль, НДФЛ и проч.) в бюджет составит до 580 млрд руб. за период 2020–2030 гг. За вычетом предоставляемых нефтехимикам субсидий на переработку СУГ и этана чистый доход бюджета за тот же период может составить до 330 млрд руб., посчитали в правительстве.

Размеры акцизов на этан и СУГ и условия предоставления налогового вычета при их переработке были утверждены в конце ноября на совещании у курирующего ТЭК первого вице-премьера Дмитрия Козака. Размер акциза на этан с 2022 г. составит 9000 руб. за 1 т, для СУГ – 4500 руб. за 1 т с поэтапным увеличением до 7500 руб. (в 2026 г.), указано в протоколе совещания, с копией которого ознакомились «Ведомости». На налоговый вычет смогут претендовать только нефтехимические проекты, введенные в эксплуатацию после 1 января 2022 г. Для уже действующих производств возможность получить вычет за переработку СУГ будет только в случае заключения инвестиционного соглашения с Минэнерго на сумму от 65 млрд руб., указывается в протоколе, это соглашение должно быть согласовано с Минфином. Обратный акциз будет распространяться на полную мощность проекта, по которому заключено соглашение, указывает собеседник «Ведомостей», знакомый с концепцией.

Учтенные в расчетах правительства проекты по переработке этана – Амурский ГХК («Сибур»), Балтийский ГХК («Русгаздобыча»), Иркутский завод полимеров и совместный проект «Газпрома» с Каспийской инновационной компанией общей стоимостью около 2 трлн руб. (из расчета стоимости АГХК около $11 млрд). Обратный акциз для типового газохимического комплекса (ГХК) на этане позволяет поднять внутреннюю норму доходности проекта с 7 до 9,2%, указано на примере комплекса в Усть-Луге.

Основная задача субсидирования новых проектов – вовлечение в переработку дополнительных объемов сырья, объясняет позицию правительства один из авторов документа. «В добываемом в России газе содержится около 10–12 млн т этана, а исторически мы перерабатываем лишь около 700 000 т, остальное просто сжигается вместе с газом, – говорит собеседник «Ведомостей». – При том что в США на этане построена целая индустрия, у нас инвестировать в переработку никто не спешит. Через обратный акциз мы даем возможность поднять маржинальность таких проектов. С учетом капитальных затрат в десятки миллиардов долларов для большого ГХК это должно сделать проекты и более привлекательными для иностранных инвесторов, и потенциально более конкурентными на мировом рынке». Бюджет же, субсидируя переработку сырья, все равно останется в плюсе за счет налоговых поступлений от новых заводов.

В части новых проектов переработки СУГ действует та же логика. Кроме того, введение обратного акциза должно выравнять экономическую эффективность переработки СУГ и нафты. На последнюю с 2015 г. уже действует обратный акциз (9739 руб. за 1 т). Падение мировых котировок СУГ и обнуление на них экспортной субсидии привело к переключению нефтехимиков на переработку нафты. Получение обратного акциза на СУГ должно привести к обратному эффекту. По уже действующим нефтехимическим производствам в случае заключения инвестиционных соглашений потенциал переключения с нафты на СУГ в правительстве оценивается в 2,8 млн т (около 50% от объема переработки в 2018 г.). Это может дать экономию бюджета за счет разницы в размере акциза и поступлений от экспорта высвободившейся нафты.

Повышение конкурентоспособности новых проектов не бесспорное объяснение, считает директор практики «Газ и химия» Vygon Consulting Дмитрий Акишин. «При темпах роста спроса на полиолефины на 6–8 млн т в год продукция новых заводов, может, и будет востребована в мире в целом. Но если все они будут нацелены на один рынок, заводы могут начать конкурировать между собой, – считает Акишин. – Кроме того, в России не очень любят инвестировать в проекты с высоким риском. Для нефтехимии основные риски лежат в волатильности котировок на конечную продукцию, и гарантии снижения себестоимости ее производства могут быть очень важным стимулом». Большой интерес у компаний может вызвать возможность заключения инвестиционных соглашений. Но из-за ограничений по срокам ввода для работоспособности инструмента необходимо в кратчайшие сроки сформировать подробные правила игры, полагает аналитик. «Это поможет компаниям оперативнее принять инвестиционные решения. 65 млрд руб. – существенная сумма, которая подразумевает даже не модернизацию, а расширение производства, – говорит Акишин. – Но если за счет этих затрат можно будет получить субсидию на комплекс, стоящий кратно больше, – это хороший бизнес».