«Роснефть» начала строительство системы транспортировки нефти для «Восток ойла»

Для 770-километрового нефтепровода потребуется около 6 млн т труб
По данным «Роснефти», уже определены границы нового трубопровода, его маршрут, расположение капитальных объектов строительства, разработаны и утверждены необходимые конструктивные и технологические решения/ Денис Кожевников / ТАСС

«Роснефть» приступила к строительству нефтепровода в рамках проекта «Восток ойл», сообщила компания 25 ноября. Трубопровод протяженностью более 770 км соединит месторождения Ванкорского (Красноярский край) и Пайяхского (Таймыр) кластеров со строящимся нефтеналивным терминалом в порту «Бухта Север» (северо-западное побережье Таймыра. – «Ведомости»), уточняется в релизе. Для обеспечения необходимого давления будет также построено семь нефтеперекачивающих станций. Нефтепроводная система объединит как действующие объекты транспортировки нефти Ванкорского кластера, так и новые, специально построенные на Таймыре.

По данным «Роснефти», уже определены границы нового трубопровода, его маршрут, расположение капитальных объектов строительства, разработаны и утверждены необходимые конструктивные и технологические решения. А для монтажа опор новой нефтепроводной системы изготовлено более 6000 свай.

В начале июня 2021 г. на Петербургском международном экономическом форуме «Роснефть» подписала более 50 контрактов для реализации проекта «Восток ойл», в том числе со структурой группы «Синара» и Трубной металлургической компанией (ТМК), принадлежащих Дмитрию Пумпянскому. Их общая сумма составила 558,8 млрд руб.

В ТМК тогда сообщали, что сделка предусматривает поставку для «Восток ойла» металлопродукции (в первую очередь труб), а также металлоконструкций, резервуарного парка и вспомогательных элементов.

Что такое «Восток ойл»

Проект «Восток ойл» «Роснефти» включает Лодочное, Ванкорское, Сузунское, Тагульское, Пайяхское и другие месторождения Таймыра и Красноярского края. Ресурсный потенциал – легкая малосернистая нефть, превосходящая по своим качествам нефть марки Brent. Подтвержденная ресурсная база проекта – 6 млрд т нефти (с учетом газового конденсата), или 44 млрд барр. Потенциал поставок нефти на сырьевые рынки оценивается в 2024 г. в 25 млн т, в 2027 г. – в 50 млн т, с 2030 г. – в 115 млн т в год. В «Роснефти» ранее сообщали, что углеродный след «Восток ойла» на 75% меньше, чем у других новых крупных нефтяных проектов мира. В конце 2020 г. 10% в проекте приобрел крупный международный трейдер Trafigura. Сумма сделки составила около 7 млрд евро. В середине октября 2021 г. еще 5% в проекте за 3,5 млрд евро купил консорциум Vitol S.A. и Mercantile & Maritime Energy Pte. Ltd. (75% – Vitol, 25% – MME).

Для строительства магистрального нефтепровода – в соответствии со стандартами – применяются трубы большого диаметра (ТБД) 140 см, покрытые смесью полимеров, добавляет аналитик по товарным рынкам «Открытие инвестиций» Оксана Лукичева. Также могут быть использованы трубы диаметром 53 см с пенополиуретановым покрытием и оболочкой из оцинкованного металла. «Развитие проекта «Восток ойл» помимо увеличения спроса на ТБД может также увеличить спрос в России и на нефтегазопроводные трубы», – считает эксперт.

Лукичева напомнила, что крупнейшими в России производителями ТБД помимо ТМК являются Объединенная металлургическая компания, Заволжский трубный завод и «Северсталь», на долю которых приходится 90% от всего объема производства.

По предположению аналитиков, закупка ТБД под проект будет производиться «Роснефтью» у нескольких поставщиков на конкурсной основе. Проект предполагает в общей сложности большой объем ТБД – порядка 6 млн т, поясняет Лукичева. Весь заказ по факту может быть распределен между несколькими компаниями, согласен управляющий директор рейтинговой службы НРА Сергей Гришунин. Представитель компании подтвердил «Ведомостям», что закупки материалов и оборудования осуществляются на тендерной основе.

Стоимость поставок сейчас оценить сложно, так как не ясно, как контрактная формула цены на ТБД будет учитывать изменение стоимости стали, говорит Лукичева. Цены на сталь в последнее время колебались в диапазоне $700–1100/т, указывает эксперт. Исходя из этих данных, по подсчетам «Ведомостей», стоимость 6 млн т составит около $4,2–6,6 млрд. Гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров говорит, что в проекте могут принять участие все основные российские производители ТБД. При этом эксперт считает, что «использование продукции зарубежных производителей маловероятно».

По словам Гришунина, начало строительства нефтетранспортной системы для «Восток ойла» указывает на высокую вероятность запуска проекта в заявленный ранее срок, т. е. уже к 2024 г. «В этой связи потенциал роста доходов компании может быть позитивно оценен рынком», – добавил аналитик. Своевременная реализация проекта, по мнению Бурмистрова, должна положительно отразиться на стоимости акций «Роснефти».

В середине сентября 2021 г. стоимость акций компании на Московской бирже выросла до исторического максимума – 589,8 руб. за бумагу.