Carlsberg объявил о расторжении лицензионных соглашений с «Балтикой»

Российская пивоваренная компания, скорее всего, лишится брендов Tuborg, Kronenbourg и Holsten
Евгений Разумный / Ведомости

Датский холдинг Carlsberg Group сообщил, что уведомил «Балтику» о расторжении лицензионных соглашений о производстве и продаже продукции под международными и региональными брендами группы, говорится в его пресс-релизе. Из него следует, что это ответ на указ президента России Владимира Путина от 16 июля 2023 г., согласно которому «Балтика» передается во временное управление Росимуществу. Также в релизе Carlsberg сказано, что российская пивоваренная компания имеет право распродать уже имеющиеся запасы и материалы под брендами Carlsberg до 1 апреля следующего года.

«Балтика» основана в 1990 г., к настоящему моменту на 100% принадлежит Carlsberg Group. Компания выпускает пиво под брендами «Балтика», Tuborg, Zatecky Gus, Kronenbourg 1664 и др. По итогам 2022 г. ее выручка увеличилась на 21,96% до 101 млрд руб., чистая прибыль за этот период составила 10 млрд руб. В середине июля президент России Владимир Путин подписал указ о передаче во временное управление государства долей, принадлежащих структурам Carlsberg Group. Президентом «Балтики» стал Таймураз Боллоев, который руководил компанией с 1991 по 2004 г. После этого в Carlsberg Group сообщили, что смена руководства на российском предприятии произошла без ведома и одобрения холдинга.

Запрет на использование брендов, вероятнее всего, коснется марок Tuborg, Kronenbourg, Seth & Riley’s Garage, Holsten и LAV, считают опрошенные «Ведомостями» эксперты. В сентябре этого года «Балтика» пыталась в арбитраже Санкт-Петербурга и Ленинградской области добиться от Роспатента запрета на внесение изменений в договоры на использование именно этих товарных знаков. Суд отказался вводить обеспечительные меры, посчитал, что эти требования истца носят преждевременный характер, направленный на предотвращение будущих последствий, которые еще не наступили. Но рассмотрение дела продолжается, предварительное заседание намечено на 7 февраля 2024 г. Из материалов дела следует, что лицензионный договор по марке Tuborg действует до 31 декабря 2023 г., по Kronenbourg – до 31 января 2025 г., на Holsten – до 31 декабря 2034 г. и на LAV – до 31 декабря 2026 г.

В «Балтике» отказались предоставить комментарии на запрос «Ведомостей». Все, что мы знаем сейчас, – что Carlsberg Group направила «Балтике» уведомление о расторжении, говорит юрист по праву интеллектуальной собственности Анастасия Сковпень. По ее словам, так как условия договора между компаниями неизвестны, спрогнозировать исход дела в данном случае невозможно. Формально датская компания могла соблюсти все требования в части одностороннего расторжения соглашения, рассуждает она. Но управляющий партнер Nova Inс. Павел Желновод указывает, что такого рода контракты, как правило, не расторгаются в одностороннем порядке или расторгаются в случаях существенного нарушения строго прописанных в контракте обязательств одной из сторон. Но для этого им бы пришлось обратиться в суд, указанный в соглашении (какой именно – неизвестно). Пока лишь «Балтика» обратилась в российский арбитраж, напоминает он.

Желновод также считает, что у корпорации из недружественного государства в текущих реалиях с большой степенью вероятности ничего существенного не получится, уже сейчас формируется судебная практика с поражением в правах иностранных компаний в такого рода спорах. А вот управляющий партнер компании «Зуйков и партнеры» Сергей Зуйков считает, что «Балтика» в итоге откажется от брендов Carlsberg.

Из-за того что срок действия лицензии на Tuborg заканчивается 31 декабря этого года, т. е. до конца заявленного Carlsberg переходного периода (до 1 апреля 2024 г.), не очень понятно, с какого момента продажа такого пива будет считаться нарушением, говорят юристы. Это важно, так как датская компания сможет предъявить претензии и потребовать от «Балтики» компенсацию в размере двукратной стоимости товаров и изъятия такой продукции, что является очень ощутимым финансовым риском, говорит генеральный директор компании «Онлайн патент» Алина Акиншина. По ее словам, единственный вариант для российского пивоваренного холдинга и далее использовать эти товарные знаки – ввести механизм принудительного лицензирования, но таких прецедентов в отношении товарных знаков в текущих условиях еще не было. Ранее в Минцифры заявляли, что такие меры могут быть приняты в отношении иностранного программного обеспечения.