Vietnam Airlines собирается возобновить полеты в Москву

Страна будет интересна прежде всего туристам, а вот деловой и транзитный трафик будет умеренным
Валерий Мельников / РИА Новости

Национальный перевозчик Вьетнама Vietnam Airlines выбирает московский аэропорт для возобновления рейсов в Россию, рассказал «Ведомостям» источник в одном из столичных аэропортов и подтвердил собеседник в одной из российских авиакомпаний.

Представители Vietnam Airlines были в Москве в конце лета – начале осени и провели переговоры с «Шереметьево», «Домодедово» и «Внуково», говорит источник в авиакомпании. Собеседник в аэропорту сообщил, что перевозчику были сделаны коммерческие предложения, теперь он будет выбирать наиболее подходящий вариант для перезапуска полетов.

Vietnam Airlines – крупнейшая авиакомпания Вьетнама. В ее парке более 100 воздушных судов (ВС). Основу флота составляют среднемагистральные Airbus A321-200 и Airbus A321neo. Компания также эксплуатирует дальнемагистральные самолеты Airbus A330, Airbus A350 и Boeing 787 Dreamliner.

Vietnam Airlines летала в Москву до начала пандемии коронавируса в 2020 г. из Ханоя. Это столица страны и второй город по численности населения. Также рейсы в Москву осуществлялись из Хошимина, самого густонаселенного города страны, – он расположен ближе к популярным вьетнамским курортам. В начале 2022 г. компания возобновила рейсы в Москву: в январе стала выполнять по одному рейсу в неделю из Ханоя. Но после начала СВО на Украине и введения западных санкций против российской авиации вновь прекратила полеты.

Источник «Ведомостей» в столичном аэропорту говорит, что для возобновления полетов не нужно вносить изменения в межправсоглашение – по нему перевозчик с вьетнамской стороны имеет право выполнять в Москву до семи рейсов в неделю. На первом этапе Vietnam Airlines вряд ли поставит на линию больше трех еженедельных рейсов, считает он.

При этом источник, близкий к Росавиации, отмечает, что у ведомства нет уверенности в том, что Vietnam Airlines в ближайшее время возобновит рейсы в Россию. «В авиации Вьетнама большой вес имеют представители стран Запада. Именно поэтому ни одна авиакомпания этой страны за полтора года с начала СВО не возобновила рейсы в Россию в отличие от того же Таиланда», – объясняет он. Среди возможных городов отправления с вьетнамской стороны, по его словам, рассматриваются Ханой и Хошимин.

Источник в российской авиакомпании согласен: Вьетнам изначально занял жесткую позицию в части предоставления возможности выполнения прямых рейсов российскими перевозчиками. «К примеру, авиавласти Китая не разрешают летать к ним на самолетах с двойной регистрацией. Власти Вьетнама помимо этого ввели требование к российским эксплуатантам предоставлять доказательства, что разработчик воздушных судов (Boeing и Airbus), на которых выполняются полеты, своевременно предоставляет им техническую информацию о состоянии бортов. С прошлого года этой информации у наших авиакомпаний, разумеется, нет. Именно поэтому наши авиакомпании летают в Таиланд, а во Вьетнам не летают», – поясняет собеседник.

Сейчас в города Вьетнама нет прямых рейсов из Москвы. В Ханой летает только авиакомпания «Ираэро» – дважды в неделю из Иркутска на ближнемагистральных SSJ100 российского производства, которые спроектированы под перелеты на более короткие дистанции. До пандемии кроме регулярных рейсов национальных перевозчиков («Аэрофлот» и Vietnam Airlines) из Москвы в Ханой и Хошимин чартерные российские авиакомпании летали в туристический Нячанг и на остров Фукуок.

В октябре во время визита делегации представителей вьетнамских авиавластей в Москву замруководителя управления гражданской авиации Вьетнама Тан Минь Хо обсуждал с новым главой Росавиации Дмитрием Ядровым возобновление прямого авиасообщения, говорится на сайте агентства. В пресс-службе ведомства сказали, что о конкретном сроке возобновления прямых рейсов говорить рано, работа продолжается. Допуски на полеты из Москвы в Ханой с российской стороны есть только у «Аэрофлота», в Хошимин – у «Аэрофлота», Nordwind и «Икара», в Нячанг – у Azur и Nordwind, рассказал представитель Росавиации.

Между Москвой и Ханоем/Хошимином российские компании могут выполнять до 14 рейсов в неделю, добавил собеседник. Между Нячангом и российскими регионами – 35 рейсов в неделю, 21 рейс в неделю – на остальных маршрутах. Авиаперевозчики Вьетнама могут выполнять до 70 рейсов в неделю в Москву, Санкт-Петербург, Новосибирск, Владивосток, Уфу, Сочи.

До пандемии Vietnam Airlines летала в «Шереметьево» из Хошимина, говорит представитель столичного аэропорта. «Авиакомпания – традиционный партнер «Шереметьево». В случае возобновления полетной программы в Москву «Шереметьево» готово обеспечить высокое качество обслуживания пассажиров и воздушных судов перевозчика на базе лучшей в стране терминальной и аэродромной инфраструктуры», – сказал представитель аэропорта.

В пресс-службе «Домодедово» сказали, что на постоянной основе работают над расширением клиентской базы и маршрутной сети. Собеседник «Ведомостей», близкий к аэропорту, напоминает, что Vietnam Airlines летала в «Домодедово» из Ханоя трижды в неделю с 2003 по 2019 г. Представитель «Внуково» на вопросы не ответил. «Ведомости» направили вопросы Vietnam Airlines, «Аэрофлоту» и в Минтранс.

В случае возобновления рейсов Вьетнам будет интересен прежде всего российским туристам, предпочитающим пляжный отдых, полагает исполнительный директор «Авиапорта» Олег Пантелеев. По его словам, существенного бизнес-трафика на этом направлении не ожидается. «За последние десятилетия Вьетнам традиционно уступал Таиланду по популярности у российских путешественников, не стоит ожидать существенного изменения баланса между этими рынками и теперь. Авиакомпании могут рассчитывать на загрузку рейсов в высокий туристический сезон, но говорить о стабильном спросе на протяжении всего года не приходится – деловой и транзитный трафик будет умеренным», – полагает эксперт.

Вице-президент Российского союза туриндустрии Дмитрий Горин говорит, что открытие прямых рейсов в такие страны, как Вьетнам и Индонезия, важно для восстановления туризма. Но без возобновления чартерных рейсов российскими авиакомпаниями восстановление выездного турпотока во Вьетнам к допандемийному уровню не представляется возможным, отмечает он. Горин считает, что разрешать иностранным перевозчикам полеты в Россию без паритета с российской стороны можно, только если рейсы российских авиакомпаний в эти страны невозможны по техническим или регуляторным причинам.

Эксперт также полагает, что Вьетнам в обозримом будущем не догонит Таиланд по туристическому потоку: в королевство летает больше чартерных рейсов, на этом направлении больше предложения турпродукта. «Туристический спрос на Таиланд уже превзошел допандемийные показатели: в январе – августе эту страну посетили 1 млн человек. По итогам года показатель приблизится к 1,5–1,6 млн туристов», – добавил Горин.