«Уральские авиалинии» хотят вернуть изъятые допуски на международные рейсы

Авиакомпания снова претендует на 20 направлений
Андрей Гордеев / Ведомости

Авиакомпания «Уральские авиалинии», входящая в пятерку крупнейших перевозчиков России по пассажиропотоку, подала заявки на возврат допусков на полеты более чем по 20 международным направлениям. Об этом сообщается в материалах к межведомственной комиссии по допуску к международным перевозкам (МВК; входят представители Минтранса и Росавиации), с которыми ознакомились «Ведомости».

В конце 2023 г. у «Уральских авиалиний» изъяли часть допусков на международных направлениях из-за нехватки флота, «очищенного» от двойной регистрации. После введения недружественными странами санкций против российской авиаотрасли в феврале 2022 г. борта были внесены и в российский авиарегистр. Эта двойная прописка сохранила формальную возможность ставить такие воздушные суда на внутрироссийские рейсы, но не позволяет эксплуатировать самолеты на большинстве международных направлений («Ведомости» писали об этом 3 ноября 2023 г.). После изъятия допусков у «Уральских авиалиний» эти слоты были временно переданы другим авиакомпаниям. Именно их сейчас перевозчик и пытается вернуть.

Для решения проблемы двойной регистрации правительство России выделило около 300 млрд руб. из ФНБ на выкуп зарубежных бортов у иностранных лессоров в пользу государственной «НЛК-финанс» (принадлежит Страховой компании НСК, которую контролирует Росавиация). В конце 2023 г. «Уральские авиалинии» урегулировали разногласия с лизингодателем AerCap по 19 самолетам Airbus. Всего в парке «Уральских авиалиний» сегодня 52 Airbus.

Представитель «Уральских авиалиний» подтвердил, что подача заявок в МВК связана со страховым урегулированием по этим самолетам в конце 2023 г. Авиакомпания планирует начать полеты по запрашиваемым направлениям с марта 2024 г. и далее «по мере выдачи разрешений», говорят в компании.

Собеседник напомнил, что сейчас «Уральские авиалинии» выполняют рейсы в Армению, Азербайджан, Узбекистан, Таджикистан, Киргизию, Турцию и ОАЭ. «В Таджикистан и Киргизию летают все самолеты парка авиакомпании. В Армению, Азербайджан, Узбекистан, Турцию, ОАЭ полеты выполняются на судах, по которым завершено страховое урегулирование с лизингодателями», – уточнил представитель перевозчика.

В 2023 г. «Уральские авиалинии» обслужили 9,4 млн пассажиров, что на 11% больше, чем за 2022 г.

В частности, теперь авиакомпания снова претендует на право летать из подмосковного аэропорта «Жуковский» и Сочи в Стамбул (часть рейсов на временной основе сейчас выполняют авиакомпании Red Wings и «Россия») и из Санкт-Петербурга в Дели (сейчас временным правом на выполнение рейсов в Дели из Новосибирска пользуется S7).

Больше всего заявок «Уральские авиалинии» подали на рейсы в города Казахстана и Узбекистана. Авиакомпания планирует получить допуски на рейсы из Екатеринбурга и «Жуковского» в Астану, Алма-Ату (сейчас временно закреплены за Red Wings) и другие города Казахстана. Всего «Уральские авиалинии» заявляют о готовности обслуживать рейсы на 10 направлениях в Казахстан. Заявки также поданы на 10 направлений в Узбекистан – из подмосковного «Жуковского», а также из Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Красноярска, Махачкалы, Нижнего Новгорода и Минеральных Вод. Эти направления временно закреплены за Red Wings, «Азимутом», «Россией» и «Аэрофлотом».

«Уральские авиалинии» также претендуют на возврат права четырежды в неделю летать из Иркутска в Пекин. Сейчас это направление обслуживает «Россия» (входит в группу «Аэрофлот»), которая в случае принятия решения МВК о возврате допусков «Уральским авиалиниям» должна вернуть их до 1 марта 2024 г., следует из документов.

«Россия» тоже сталкивалась с проблемами при организации полетов в Китай. Рейсы авиакомпании в Пекин из Владивостока, Красноярска и Иркутска были широко анонсированы и запущены в декабре 2023 г. Но компания не успела вовремя оформить необходимые для полетов документы. Из-за этого часть пассажиров, купивших билеты на первые рейсы, отправилась в столицу КНР самолетами авиакомпании «Аврора», а клиентам из Красноярска пришлось добираться рейсами «Аэрофлота» с пересадкой в столичном аэропорту «Шереметьево» (см. «Ведомости» от 21 декабря 2023 г.).

Представитель авиакомпании «Россия» сказал «Ведомостям», что перевозчик «исполнит любое решение МВК». От дальнейших комментариев он отказался. Представитель Росавиации уточнил, что заседание МВК запланировано на 31 января. «Ведомости» также направили запросы в «Аэрофлот», «Азимут» и Red Wings.

Независимый аналитик по транспорту Елена Сахнова говорит, что «определенное недовольство» со стороны других авиакомпаний (конкурентов «Уральских авиалиний». – «Ведомости») предсказуемо. Но перевозчики, которые соглашались выполнять международные рейсы на временной основе, по ее мнению, понимали, что «Уральские авиалинии» в любой момент могут урегулировать разногласия по флоту и вернуться на свои «исторические частоты». «Нельзя сказать, что авиакомпания всегда специализировалась только на рейсах в страны Средней Азии. Но сегодня это крупный рынок для российских перевозчиков, который обусловлен транзитным пассажиропотоком и перевозками трудовых мигрантов», – отмечает Сахнова.

Главный эксперт Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Федор Борисов напоминает, что перераспределение допусков между перевозчиками в той или иной степени происходило в допандемийный период (до 2020 г.). Он не исключает, что конкуренты «Уральских авиалиний» предпримут определенные усилия, чтобы оставить под своим контролем наиболее маржинальные направления. Но последнее слово останется за регулятором, подчеркивает эксперт.