«Авито» запустит свою сеть пунктов выдачи заказов

На рынке электронной коммерции по товарному обороту компания уступает только Wildberries
Максим Стулов / Ведомости

Авито» во II квартале 2024 г. запустит собственную сеть пунктов выдачи заказов (ПВЗ). До конца года количество таких точек составит 1500, рассказал «Ведомостям» представитель сервиса. Пересылка товара при этом будет осуществляться логистическими партнерами, уточнил он. По словам источника «Ведомостей», близкого к компании, «Авито» инвестировала в проект 4 млрд руб.

Сейчас заказы «Авито» можно получить более чем в 50 000 пунктов выдачи «Почты России», СДЭК, BoxBerry, DPD, 5post и др. Своих ПВЗ у «Авито» до сих пор не было. Теперь же владельцы мультибрендовых пунктов выдачи смогут бесплатно напрямую подключаться к сети «Авито доставки», а также открывать монобрендовые пункты, работая с сервисом по прямому договору, объясняет представитель компании.

Компания разрабатывает для этого специальную программную платформу Avito Branded Delivery, добавил он. Через нее можно будет оформлять отправления и взаимодействовать с разными службами доставки. В дальнейшем, до конца 2024 г., на платформе станет можно отслеживать доходность, вести финансовую отчетность и получать бизнес-аналитику, рассказал представитель «Авито».

«Мы наблюдаем быстро растущий запрос со стороны представителей малого и среднего бизнеса – владельцев ПВЗ на прямое подключение к сети «Авито доставки», – говорит директор по логистике «Авито» Сергей Пустыльник. В 2024 г. «Авито», по его словам, планирует провести через ПВЗ, напрямую подключенные к «Авито доставке», почти 2,5 млн заказов.

По данным компании, в 2023 г. количество заказов выросло в 2 раза год к году, а число объявлений с подключенной доставкой выросло в 1,5 раза и превысило 93 млн. Выручка Avito по РСБУ в 2022 г. выросла на 51% до 64,4 млрд руб., чистая прибыль сократилась на 17,6% до 11,9 млрд руб. (результатов по 2023 г. нет). Количество активных объявлений в 2022 г. превысило 150 млн, ежемесячная аудитория составляла 60 млн пользователей.

Количество ПВЗ различных сервисов и маркетплейсов растет, однако несколько меньшими темпами, чем 1,5–2 года назад, говорит аналитик направления «Логистика» Data Insight Сергей Семко. Отчасти в связи с этим маркетплейсы не так охотно отдают свои данные, уточняет он. При этом, отмечает Семко, число ПВЗ независимых служб доставки остается на прежнем уровне или растет несущественно за счет того, что маркетплейсы разрешают своим франчайзи работать и со сторонними службами при условии, что брендирование от маркетплейса будет сохранено.

Источник «Ведомостей», близкий сразу к нескольким участникам рынка электронной торговли, рассказал, что ориентировочное количество ПВЗ Wildberries в России и с учетом стран бывшего СССР сейчас составляет 35 000. У Ozon с учетом партнерских отделений 38 000–41 000, а у «Яндекс маркета», по данным на февраль 2023 г., было около 10 000 отделений.

От 5 до 15%

составляет средняя доходность ПВЗ в России. В Москве она обычно составляет около 200 000 руб. в месяц, но в небольших городах или поселках месячная прибыль с ПВЗ может быть от 30 000 до 50 000 руб., оценивают показатель в школе селлеров «Меркатус»

У четырех крупнейших российских маркетплейсов более 88 000 брендированных ПВЗ и еще более 18 500 постаматов, говорит генеральный директор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. По его словам, это один из самых привлекательных франчайзинговых бизнесов, несмотря на тенденцию к насыщению этого рынка в некоторых городах.

«Авито» сейчас является одним из крупнейших игроков на рынке электронной коммерции и по показателям в товарных оборотах уступает только Wildberries, отмечает Бурмистров. «В этой ситуации действительно логично их движение в сторону маркетплейсов. Здесь основной момент конкуренции – это логистика, за счет которой они могут существенно повышать привлекательность своей площадки. В этом плане такая опция для пунктов выдачи будет очень интересна, так как компании будет достаточно использовать уже присутствующие на рынке ПВЗ», – рассуждает он.

Wildberries, Ozon, «Яндекс» сейчас требуют, чтобы их ПВЗ были монобрендовыми, говорит сопредседатель Ассоциации участников рынка электронной коммерции Татьяна Гудина. «Если «Авито» хотят составить конкуренцию Wildberries и Ozon на рынке ПВЗ, то это будет сложно сделать, особенно в Москве и Московской области, где рынок переполнен, – рассуждает она. – При этом доставка от «Авито» хорошо развивается в регионах благодаря различным акциям и даже перетягивает на себя от сервисов доставки почтовые отправления физлиц, которые создают объявления на «Авито», сами выкупают свой товар в другом городе и отправляют посылку за 1 руб.».

У ПВЗ разная доходность и зависит она от региона, от того, где располагается пункт, от количества конкурентов и доступности самого ПВЗ, говорит генеральный директор школы селлеров «Меркатус» Лео Шевченко. В Москве она обычно составляет около 200 000 руб. в месяц, а в небольших городах или поселках месячная прибыль с ПВЗ может быть от 30 000 до 50 000 руб., добавляет он. По его словам, модель ПВЗ является прибыльной, но не слишком: средняя доходность составляет от 5 до 15%. Случаи, когда ПВЗ зарабатывает больше 500 000 руб. в месяц, относятся только к проходным точкам с большим количеством продаж и отгрузок товара, добавляет Шевченко.

Чаще всего ПВЗ открывается во внутренней части дома, чтобы сэкономить на аренде, говорит Шевченко. По данным Simple Estate, ставка капитализации в ГАБах (готовый арендный бизнес, до 300 кв. м. – «Ведомости») Москвы составляет 7,5%, срок окупаемости в среднем 12 лет. Стоимость – 454 000 руб. за 1 кв. м, а средняя арендная ставка – 3068 руб. за 1 кв. м в месяц по состоянию на IV квартал 2023 г. При этом цены на пустые помещения в новостройках почти приблизились к готовым объектам и составили 439 000 руб. за 1 кв. м при покупке. Застройщики пользуются высоким спросом со стороны частных инвесторов, желающих «надежно припарковать» свой капитал, и продолжают агрессивно повышать цены на коммерческую недвижимость, говорится в отчете компании.