Продажи презервативов в России достигли пятилетнего минимума

Население переходит на оральные контрацептивы, продажи которых пошли в рост
Евгений Разумный / Ведомости

В российских аптеках за январь – февраль 2024 г. было продано 3,1 млн упаковок презервативов, подсчитала аналитическая компания DSM Group («Ведомости» ознакомились с отчетом). Этот показатель на 4% ниже отметки аналогичного периода 2023 г., когда было продано более 3,2 млн упаковок. Реализация презервативов через аптечные сети, по данным аналитиков, снижается последние годы: за первые два месяца 2022 г. было продано 3,5 млн упаковок, за аналогичный период 2021 и 2020 гг. – 3,9 млн и 4,8 млн соответственно.

В денежном выражении аптечная реализация презервативов в первые два месяца 2024 г. выросла год к году символически – до 1,17 млрд руб. с 1,14 млрд руб. За последние пять лет, по подсчетам аналитиков DSM Group, максимальные продажи в январе – феврале были в 2020 г.: 1,24 млрд руб.

Падение продаж презервативов в аптеках зафиксировал и директор по развитию RNC Pharma Николай Беспалов. Но спрос на них снижается и в ритейле. За первые два месяца 2024 г. в торговых сетях купили на 6,8% меньше упаковок контрацептивов по сравнению с аналогичным периодом 2023 г., по данным NielsenIQ. Абсолютных значений в компании не раскрыли.

Такую динамику опрошенные «Ведомостями» эксперты связывают с переходом россиян на другие средства контрацепции – противозачаточные таблетки. Продажи оральных контрацептивов последние годы действительно растут. За первые два месяца 2024 г. в аптеках купили 3,4 млн упаковок противозачаточных таблеток (+11,3% к аналогичному периоду 2023 г.), по данным DSM Group. В «Аптечной сети 36,6» за этот период количество проданных упаковок увеличилось на 18% до 119 737 шт.

Несмотря на то что одним из наиболее известных методов контрацепции является использование презервативов, постепенно их популярность уменьшается, рассказывает акушер-гинеколог онлайновой страховой компании Bestdoctor Ашхен Чивчян. Многие пациентки последнее время стали обращаться к медикам с целью назначения гормональных контрацептивов, подтверждает гинеколог, хирург центра хирургии «Будь здоров» Мария Покаленьева. По ее словам, гормональная контрацепция обладает почти 100%-ной эффективностью и занимает лидирующую позицию в качестве профилактики нежелательной беременности.

С каждым годом распространенность метода увеличивается, так как помимо контрацепции у противозачаточных таблеток есть ряд преимуществ, добавляет Чивчян. Среди них врач перечислила регуляцию цикла, возможность лечения некоторых заболеваний женской половой системы.

Несмотря на то что контрацептивы действительно более эффективны от наступления нежелательной беременности, в отличие от презервативов они не могут минимизировать риски заражения заболеваниями, передающимися половым путем, напоминает генеральный директор DSM Group Сергей Шуляк. Поэтому в дальнейшем спрос на такие средства вряд ли ощутимо снизится, соглашается Беспалов.

Падение продаж презервативов в торговых сетях и аптеках частично может быть следствием перетока населения из офлайн-канала на маркетплейсы из-за более выгодных цен, указывает Беспалов. Например, презервативы Durex Classic, 12 шт., на Wildberries стоят 581 руб. за пачку, а на сервисе «Еаптека» – 783 руб. за пачку. Всего количество проданных презервативов на Wildberries и Ozon за январь – февраль 2024 г. увеличилось на 26 и 23% соответственно по сравнению с аналогичным периодом 2023 г., сообщили «Ведомостям» представители маркетплейсов. Абсолютных значений они не раскрыли.

В то же время такие площадки не всегда гарантируют качество продаваемой продукции, отмечает Беспалов. На маркетплейсах могут встречаться подделки и некачественный товар, согласен Шуляк. Кроме того, через этот канал потребитель не может получить товар, если он потребовался ему экстренно, добавил Беспалов. По этой причине население вряд ли полностью откажется от покупки презервативов через традиционные каналы, резюмировал Шуляк.

В «Еаптеке», аптеках «Столички» и «Планета здоровья» на запросы не ответили. Так же поступили производители и дистрибуторы презервативов Reckitt Benckiser и «Болеар» и торговые сети Х5, «Лента», «Магнит».