Wildberries больше не требует от продавцов открывать счет в кэптивном банке

По мнению юристов, ФАС могла возбудить антимонопольное дело и назначить оборотный штраф
Андрей Гордеев / Ведомости
Андрей Гордеев / Ведомости

Маркетплейс Wildberries после предостережения ФАС скорректировал условия регистрации новых продавцов, отказавшись от требования об обязательном открытии расчетного счета в кэптивном банке площадки. Процедура верификации селлеров может проводиться и без такого счета, следует из сообщения компании.

О новых условиях оферты маркетплейса сообщалось 26 июня. Согласно опубликованным документам, с 30 июня 2025 г. регистрация новых продавцов на платформе Wildberries должна была осуществляться исключительно при наличии счета в «Вайлдберриз банке». В случае отказа банка в открытии счета продавец мог получить доступ к платформе, но под усиленным контролем операций со стороны Wildberries.

ФАС заявила, что из условий оферты следовало: без открытия счета новые продавцы не смогут работать на площадке, а уже действующим предпринимателям грозит ограничение доступа к личному кабинету. Регулятор усмотрел в этом признаки нарушения закона о защите конкуренции – в частности, создания дискриминационных условий и ограничения в выборе финансовой организации. Служба выдала предостережение маркетплейсу и предупредила, что в случае выявления признаков противоправного поведения будут приняты меры антимонопольного реагирования.

Представитель Wildberries пояснил, что изначально требование открыть счет в «Вайлдберриз банке» при регистрации новых партнеров было связано с необходимостью усилить безопасность взаимодействия между продавцами и платформой. По словам собеседника, через банк можно было провести более комплексную проверку контрагентов, в том числе на предмет противодействия отмыванию денег и финансированию терроризма.

Данное условие касалось исключительно новых продавцов и не распространялось на уже зарегистрированных пользователей, заверил представитель маркетплейса. Открытие счета не предполагало обязательного дальнейшего использования его для работы на площадке и не влекло дополнительных расходов, подчеркивает он.

После получения предостережения от ФАС и изучения обратной связи от партнеров маркетплейс пересмотрел процесс регистрации. Теперь проверка новых продавцов будет по-прежнему включать участие «Вайлдберриз банка» как инструмента оценки рисков, но открытия в нем счета не потребуется. При этом никаких банковских услуг в рамках проверки оказываться не будет, подчеркнул представитель Wildberries.

Представитель ФАС заявил, что ведомство даст оценку внесенным маркетплейсом изменениям после опубликования обновленной оферты.

По мнению руководителя Института развития предпринимательства и экономики Артура Гафарова, отказ от обязательного счета связан в первую очередь с изменением статуса самой компании. После признания Wildberries занимающей доминирующее положение на рынке на нее начали распространяться антимонопольные ограничения, напомнил эксперт. ФАС признала доминирующими Wildberries и Ozon в январе 2024 г., руководитель ФАС Максим Шаскольский говорил тогда, что эти два крупнейших маркетплейса занимают 80% рынка. В этом контексте требование об открытии счета в своем банке выглядело как попытка злоупотребить доминирующим положением и параллельно расширить клиентскую базу аффилированной структуры, считает Гафаров. Такая практика, по мнению эксперта, может ограничивать конкуренцию на смежных рынках – в данном случае банковских услуг.

Кроме того, нововведение вызвало негативную реакцию со стороны самих продавцов, что усилило как общественное, так и регуляторное давление, утверждает Гафаров. Предостережение ФАС, напомнил он, – это мягкая мера, позволяющая компании скорректировать действия без возбуждения антимонопольного дела. Но в случае повторного нарушения могли последовать уже реальные санкции, полагает эксперт.

Гендиректор юридической компании Enterprise Legal Solutions Анна Барабаш считает, что Wildberries изменила условия под давлением ФАС. По ее словам, если бы маркетплейс не отреагировал, с высокой вероятностью последовало бы официальное предупреждение, а в дальнейшем и возбуждение административного дела, что могло повлечь за собой предписание и штраф. Барабаш указала, что в случае признания нарушения – ограничения конкуренции – возможно назначение оборотного штрафа, рассчитываемого от выручки.

Она также отметила, что навязывание заключения одного договора, например с банком, как обязательного условия для заключения другого договора – о регистрации на платформе – противоречит как антимонопольному законодательству, так и принципу свободы договора, закрепленному в гражданском праве. Но санкции за такие действия в России относительно невелики – от 20 000 до 40 000 руб. для юрлиц, что несопоставимо с потенциальной прибылью от подобной схемы, и потому такие нарушения совершаются нередко, добавила юрист.

Глава совета по электронной коммерции ТПП РФ Алексей Федоров подчеркнул, что ситуация с Wildberries отражает редкий для мировой практики тренд: если в большинстве стран банки стремятся зайти в розничный рынок, то в России крупные ритейлеры начали создавать собственные банки и продвигать через них свои услуги. По его словам, маркетплейсы начали навязывать собственную инфраструктуру, в том числе финансовую, продавцам, что вызывает системную обеспокоенность регуляторов.

По оценке Федорова, именно вмешательство ФАС стало ключевым фактором, повлиявшим на решение Wildberries отменить спорное требование. Вероятно, компании неформально дали понять, что такие условия могут быть признаны нарушением антимонопольного законодательства, и она предпочла не доводить дело до официального разбирательства.

Он также напомнил, что ранее ФАС вынесла предписание маркетплейсам Wildberries и Ozon о необходимости обеспечить для продавцов добровольный, прозрачный и прогнозируемый механизм отказа от автоматического участия в акциях и распродажах. Федоров расценивает это как часть общей регуляторной реакции на усиление влияния крупных площадок не только в торговле, но и в сопредельных секторах, включая финансы.

Генеральный директор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров также полагает, что ФАС фактически обозначила риски антимонопольного характера и в таких условиях решение отказаться от спорной практики выглядит вполне рациональным. Он отметил, что с точки зрения внутреннего контроля обязательное открытие счета в кэптивном банке могло действительно упростить комплаенс-процедуры при регистрации новых продавцов. Но в текущей ситуации приоритетом для Wildberries, по мнению эксперта, становится выстраивание прозрачных и предсказуемых отношений с регуляторами, особенно с ФАС. По его словам, в данной ситуации речь скорее идет не о «капитуляции», а о корректировке бизнес-практики в ответ на мнение регулятора. Такая реакция, считает эксперт, соответствует стандартам добросовестного взаимодействия между бизнесом и государством.