ЦБ в пятницу оставит ставку 11% неизменной из-за роста инфляционных ожиданий

Но мнения аналитиков – держать или снижать – разделились почти поровну
Д. Абрамов/ Ведомости

Сейчас внешние риски снизились, указывают аналитики. Цены на нефть, похоже, стабилизировались, хотя и на низком уровне, отмечает Иван Чакаров из Citi. Повышение ставки ФРС теперь ожидается не ранее I квартала 2016 г., а ЕЦБ намекнул на расширение стимула и дальнейшее снижение ставок, указывает Дмитрий Грицкевич из Промсвязьбанка. Улучшился геополитический фон и отношение инвесторов к развивающимся рынкам, что дает ЦБ возможность сочетать цель по снижению инфляции со смягчением денежно-кредитной политики, считает Евгений Кошелев из Росбанка. Тем более что, несмотря на некоторое улучшение макроэкономических показателей, масштабы падения экономики еще велики, добавляет Владимир Пантюшин из "Сбербанка CIB", и официальные прогнозы ухудшились.

Впрочем, ситуация на рынке служить сейчас ориентиром не может, возражает Наталья Орлова из Альфа-банка: снижение доходностей на долговом рынке вызвано ростом спроса на госбумаги со стороны нерезидентов – на низколиквидном рынке приход даже небольшого числа инвесторов ведет к снижению доходностей. Рост корпоративных депозитов, в том числе валютных, в сентябре - октябре привел к некоторому переизбытку ликвидности, на рынке есть ожидания, что крупнейшие банки начнут демпинговать, снижать ставки при размещении средств, объясняет ситуацию на денежном рынке сотрудник одного из крупных банков.

Пока и инфляция, и инфляционные ожидания остаются повышенными, снижать ставку было бы странно, считает Владимир Тихомиров из БКС. Тем более снижение на 0,5 п. п. экономике вряд ли что-то даст, а давление на рубль создать может, рассуждает он. Девальвационные ожидания населения заметно возросли, вернувшись на уровень ноября - декабря 2014 г., следует из данных ФОМ. В августе - сентябре 33-34% от всех опрошенных допускали ослабление рубля в течение ближайшего года, в апреле - мае так думали 15-16%, в июне – 24%. Ожидающих ослабления рубля почти вдвое больше, чем ждущих его укрепления (16-17%). Снижение ставки может содействовать ослаблению рубля, а риски девальвации дополнительно поддерживают инфляцию, замечает Гульнара Хайдаршина из Газпромбанка. Ситуация на рынке нефти тоже против рубля: давление на нефтяные котировки увеличивается, что создает дополнительные риски, которые надо учитывать при решении о ключевой ставке, призвал замминистра финансов Максим Орешкин.

На заседании совета директоров 30 октября ЦБ примет решение продлить паузу в снижении ставок: регулятор оставит ключевую ставку в 11% неизменной из-за возросших инфляционных ожиданий, следует из консенсус-прогнозов аналитиков.

Однако, в отличие от предыдущих прогнозов, почти единодушных, на сей раз мнения экономистов – держать или снижать ставку – разделились практически поровну, отражая крайнюю неопределенность итогов предстоящего заседания из-за возникшей перед ЦБ дилеммы – выбора приоритеров между скоростью снижения инфляции и поддержкой слабеющей экономики.

Консенсус-прогноз Bloomberg разделился ровно надвое: из 38 опрошенных 19 ожидают, что ставка не изменится, 19 – что будет снижена (один участник предполагает снижение до 10%, остальные – до 10,5%). По данным Reuters, опубликованным во вторник, из 26 опрошенных экономистов 14 ожидают сохранения ставки, 12 – ее снижения до 10,5%, но с учетом изменения позиции "ВТБ-капитала", которую его экономист Александр Исаков накануне уточнил «Ведомостям», соотношение меняется до 15 против 11. Если же суммировать оба консенсуса (исключив дублирование участников), то итог окажется лишь с небольшим перевесом в пользу сохранения ставки: ее неизменности из 44 экономистов ожидают 23, или 52%, снижения – 21, или 48%. Можно сказать, что если бы не изменение прогноза "ВТБ-капитала", то консенсус сложился бы ровно 50% на 50%.

Аргументы в пользу снижения

Прогнозы снижения ставки исходят из изменения условий, ранее вынудивших ЦБ занять выжидательную позицию. С начала года ЦБ непрерывно снижал ключевую ставку на 1-2 п. п. с пика в 17%, в июле замедлил шаг снижения до 0,5 п. п., а в сентябре взял паузу из-за ускорения инфляции после нового раунда ослабления рубля, возросшей неопределенности динамики цены нефти и отсутствия ясности в политике ФРС.

Ускорение инфляции в III квартале было вызвано падением цен на нефть и ослаблением рубля, сейчас влияние этих факторов ослабло, а годовой индекс цен на фоне прошлогоднего разгона обречен на стремительное снижение – почти вдвое до 8% к концу I квартала 2016 г., считает Пантюшин. То, что влияние летней девальвации на цены будет ограниченным, в отличие от ситуации минувшей зимы, отмечал и сам ЦБ. Текущий темп роста цен вернулся в прошлогодний диапазон 0,1-0,2% в неделю, из-за чего годовой индекс возобновит снижение, а слабый потребительский спрос служит дополнительным ограничителем инфляции, добавляет Грицкевич.

Инвесторы закладываются на снижение ставки, указывает он. Спред между 3-месячной ставкой Mosprime и форвардным контрактом на нее (FRA 3x6) с начала октября ушел в отрицательную зону, его уровень (минус 40-60 б. п.) свидетельствует об ожиданиях снижения ключевой ставки на 50 б. п. (до 10,5%), отмечает Грицкевич. Доходности ОФЗ снижаются еще более агрессивно и по среднесрочным бумагам достигают 10%, т. е. на 1 п. п. ниже ключевой ставки: поскольку госбумаги отражают ожидания на горизонте 3-6 месяцев, можно сказать, что инвесторы в ОФЗ также исходят из снижения ставки 30 октября на 50 б. п. и дальнейшего снижения в декабре - январе, заключает Грицкевич.

Аргументы в пользу сохранения

Сентябрьский опрос населения, который по заказу ЦБ проводит ФОМ, показал рост инфляционных ожиданий: они возросли до 14,3-14,7% на 12-месячную перспективу против 13,7-13,9% месяцем ранее. Существенно возросла доля сомневающихся в возможностях ЦБ сдерживать рост цен и добиться цели по инфляции в 4% в 2017 г., указывает ФОМ: с 60 до 70% – максимум с пика инфляции декабря 2014 - февраля 2015 г.

Качественно инфляционные ожидания стабилизировались, пишет ФОМ. «Но явно не на том уровне, где хотелось бы ЦБ», – замечает Исаков из "ВТБ-капитала". Именно высокие инфляционные ожидания будут в центре внимания на заседании ЦБ, полагает Исаков. Он обращает внимание на жесткий тон комментариев представителей ЦБ, прозвучавших до начала «недели молчания»: подобная риторика сокращает вероятность снижения ставки.

ЦБ отмечает повышение инфляционных ожиданий и их недооценка может составлять большую угрозу, заявил в Госдуме глава департамента ЦБ Игорь Дмитриев. ЦБ готов снижать ставку, как только снизится инфляция, добавил он: «Но надо убедиться, что процесс [снижения инфляции] пошел, что за ним следом начали снижаться инфляционные ожидания”. Субъективные восприятия уровня инфляции у предпринимателей и населения заметно выше, чем фактические темпы роста цен, отметил первый зампред ЦБ Дмитрий Тулин.

Трендовая инфляция, на которую ориентируется ЦБ, в сентябре осталась на уровне 11,9%. Последние данные Росстата по текущей инфляции, вышедшие в среду за два дня до заседания совета директоров ЦБ, показали, что риски остаются высокими: за неделю по 25 октября темпы инфляции остались на уровне 0,2%, среднесуточный темп роста цен превышает уровень и сентября, и октября 2014 г. – исходя из него рост цен за октябрь будет не ниже, чем годом ранее (0,8%). Годовой индекс, исходя из статданных, снова вырос до 15,6% против 15,5% неделей ранее, это лишь немногим ниже итогов сентября (15,7%).

Инфляционные ожидания высоки, торможения темпа роста цен не происходит, а годовой индекс инфляции снижается гораздо медленнее, чем предполагалось, – исходя из последних данных, к концу 2015 г. он будет в коридоре 12,5-13%, суммирует Орлова. С другой стороны, сентябрьские данные по экономике оказались лучше ожиданий и показали сокращение спада ВВП и инвестиций, говорит она: "То есть какого-то дополнительного стимула экономическому восстановлению не требуется, а баланс инфляционных рисков – против снижения ставки".

При отсутствии дестабилизирующих факторов и замедлении инфляции ЦБ возобновит снижение ставки в декабре – на следующем заседании после октябрьского, ожидает Хайдаршина. Поскольку ни инфляция, ни ее ожидания в сравнении с сентябрем, когда было предыдущее заседание ЦБ, не улучшились, возобновление цикла снижения ставок более вероятно в декабре, согласен Олег Кузьмин из «Ренессанс капитала».