Статья опубликована в № 4287 от 24.03.2017 под заголовком: Он вам не «Платон»

Правительство поменяло решение по тарифу «Платона»

Медведев попросил поднять только на 25%

Правительство неожиданно отказалось повышать тариф «Платона» вдвое. «Мы могли бы отказаться на время от более жестких решений, которые были приняты, и проиндексировать тариф на ближайшее время на 25% к установленному сегодня», – сказал председатель правительства Дмитрий Медведев на встрече с представителями малого и среднего бизнеса в сфере автоперевозок (цитата по «Интерфаксу»). В пятницу выйдет постановление правительства, обещал вице-премьер Аркадий Дворкович, решение связано с необходимостью устранить недостатки, до сих пор существующие в системе «Платон».

Повышение в 2 раза было бы тяжело для грузоперевозчиков и если крупные компании справились бы, то для средних и малых это был бы серьезный удар, объяснил «Ведомостям» один из участников встречи – президент ассоциации «Центр объединения грузоперевозчиков «Грузавтотранс» Владимир Матягин: приятно, что рынок услышали.

22 марта ассоциация грузоперевозчиков встретилась с «Единой Россией», а в четверг попала на совещание к премьеру и убедила его. Предложили также делать скидку для тех, кто много ездит, например, после 60 000 км пробега за год, рассказывает Матягин. Экономически разумно выглядит, ответил Медведев (цитата по «Интерфаксу»): «Я пока не говорю «да», но точно продумать, просчитать это было бы можно».

Для рынка решение стало неожиданностью. Такой тариф нигде не обсуждался, сказали «Ведомостям» федеральный чиновник и консультант инфраструктурного рынка.

При пониженном тарифе снижается эффективность системы, говорил гендиректор Росавтодора Роман Старовойт в интервью «Ведомостям».

Пока деньги «Платона» распределяют быстрее, чем собирают, говорится в обзоре InfraOne: за 2016 г. система задолжала бюджету 21 млрд руб.: при сборах в 19 млрд руб. потрачено уже 40 млрд.

«РТ-инвест транспортные системы» (оператор «Платона», принадлежит Игорю Ротенбергу) ежегодно должна получать от государства 10,6 млрд руб. (в ценах 2015 г., индексируется на инфляцию). А из-за вычета из транспортного налога, предоставленного грузоперевозчикам, бюджеты регионов лишаются, по их подсчетам, 8,7 млрд руб. Эту сумму правительство компенсировало им межбюджетными трансфертами в декабре 2016 г. Правительство уже выделило в счет сборов «Платона» 22,9 млрд руб. на строительство и ремонт дорог и мостов в регионах и городах. При тарифе 1,5 руб. система в течение пяти лет не окупила бы даже эти расходы, говорится в обзоре.

В регионах ждут денег «Платона», для дорожников сокращение поступлений от «Платона» будет чувствительным, это не Москва, там и 100 млн руб. на счету, констатирует директор Института экономики транспорта ВШЭ Михаил Блинкин.

Из сборов Росавтодор планировал запустить три дорожных проекта государственно-частного партнерства в регионах: мост и обход Перми, обход Хабаровска, мост в Новосибирске, их общая стоимость – почти 100 млрд руб., 55% из них – федеральное финансирование.

Влияние платы в «Платон» на бизнес перевозчиков и на рынок в целом ощущается до сих пор, говорит руководитель транспортной службы логистической компании «ПЭК» Игорь Алексашов, резкое повышение тарифа снова негативно отразится на рынке, инициативу премьера нельзя не приветствовать.

Не решена проблема контроля за сбором средств: многие перевозчики уходят от оплаты и от штрафов, сетует директор по операциям FM Logistic Александр Павлов. Нужно сначала наладить эффективный контроль за взиманием платы, создать равные условия участникам рынка, выводить серый сегмент в белую зону – сравнивать оплату с закупками топлива, запчастей и оплатой труда водителей, а затем ставить вопрос о повышении.

Индексация тарифа не отразится на работе транспортно-логистических компаний, как его ни повышай, не согласен начальник отдела российского экспедирования логистической компании «Даксер» Алексей Черкашин. Компании, готовые к изменениям, будут продолжать деятельность в любых обстоятельствах, а те, кого не устроили условия, и те, кто не смог под них адаптироваться, ушли с рынка или думают об этом, полагает он.

Повышение тарифа – сложное политическое решение, его никто не хотел бы принимать, говорит Блинкин. Если бы тариф просто закладывался в цену товара, никто не почувствовал бы его роста, но компенсировать затраты на «Платон» стараются за счет водителей, а это уже чувствительно, рассуждает он.

Это выглядит как политически мотивированное решение: с одной стороны, правительство испытывает дефицит позитивных новостей, а с другой – атаки на премьера участились, объясняет политолог Константин Калачев. Но какие дивиденды получит премьер, сказать пока нельзя: грузоперевозчики не такая многочисленная группа и непонятно, заметят ли новость остальные, говорит Калачев.