Что ждет Великобританию после провала плана Терезы Мэй

Экономисты считают, что вероятность жесткого Brexit снизилась, бизнес и политики не согласны
Британский парламент теперь сделает всё, чтобы избежать неконтролируемого выхода из ЕС, надеются аналитики. В ближайшие дни Тереза Мэй будет встречаться с представителями всех фракций/ Matt Dunham / AP

План выхода Великобритании из Евросоюза, который премьер-министр Тереза Мэй согласовывала с Брюсселем около полутора лет, во вторник был решительно отвергнут палатой общин британского парламента. Его поддержали 202 депутата, 432 проголосовали против. Договоренность предполагает, что после 29 марта, когда страна покинет союз, до 2020 г. будет действовать переходный период, в течение которого она будет заключать торговые соглашения с членами ЕС и подчиняться его законам (этот период может быть продлен).

Провал плана, как ни удивительно, повышает вероятность того, что какое-то соглашение с ЕС все-таки будет достигнуто, а разрыва без договоренности, т. е. жесткого Brexit, удастся избежать, полагают аналитики.

Фунт устоял

Примерно так же, по всей видимости, считают и участники рынка. Курс фунта стерлингов в среду держится около уровня $1,285, на котором находился до голосования. Во вторник вечером, когда стали известны результаты, он упал до $1,27, но быстро восстановился. Рынки оценивают риски жесткого Brexit или возможных досрочных выборов, отмечает Дин Тернер, экономист по Великобритании UBS Global Wealth Management: «Хотя первого нельзя исключать, вероятность такого исхода, похоже, в последние недели снизилась, учитывая то, что парламент выразил желание избежать его. То, что курс фунта не стал падать сразу после голосования, поддерживает эту точку зрения».

Инвесторы делают ставку на то, что результаты голосования могут привести к более мягкому подходу в вопросе о Brexit и тем самым снизить неопределенность, которая подрывает экономический рост, цитирует The Wall Street Journal Пола Дэйлза, главного экономиста по Великобритании Capital Economics.

Очевидно, что есть четкое желание во всех партиях избежать жесткого Brexit, просто нет «четкого понимания того, как это сделать», приводит Financial Times мнение Брайана Мартина, директора по анализу глобальной экономики в банке ANZ. Правда, проблемы с формулированием такого понимания – в противоположность единству в вопросе о том, чего парламентарии не хотят, т. е. выхода из ЕС без соглашения, – в дальнейшем все-таки приведет к ослаблению фунта, полагает он.

Лидер лейбористов Джереми Корбин поставил вопрос о доверии правительству. Голосование по нему должно пройти в среду. Если большинство членов палаты общин вынесет правительству вотум недоверия, находящиеся у власти консерваторы должны будут либо в течение 14 дней сформировать новое правительство, либо объявить внеочередные выборы, сообщала BBC.

Масштабы поражения Мэй во время голосования во вторник (еще ни одно британское правительство, по крайней мере с начала ХХ в., не проигрывало с таким разгромным счетом) и вопрос о вотуме недоверия, «конечно, важны для рынков в краткосрочной перспективе», отмечает Стефани Келли, старший политический экономист Aberdeen Standard Investments: «Если Мэй выиграет вопрос о доверии, мы фактически окажемся в той же ситуации, как если бы голосование по ее плану состоялось четыре недели назад, но только у нас остается меньше времени до крайнего срока». Первоначально парламент должен был решать судьбу плана Мэй 11 декабря, но премьер-министр перенесла рассмотрение на январь из-за угрозы поражения. «Рынки в ближайшие дни будут дергаться, но стоит помнить, что за прошедший день фундаментально ничего не изменилось. Лучшее, что могут сделать инвесторы в ближайшее время, – ничего не предпринимать», – рекомендует Келли.

Беспокойство растет

Представители бизнеса и ЕС, в отличие от экономистов и участников рынка, высказывают растущее беспокойство. «Каждый бизнес почувствует стремительное приближение жесткого Brexit. Новый план нужен немедленно», – говорится в заявлении Конфедерации британской промышленности (CBI). Риск наименее желательного развития событий вырос после голосования в парламенте, посетовал председатель Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер.

Профессиональные ассоциации британских и немецких автопроизводителей заявили, что вероятность неконтролируемого выхода Великобритании из ЕС выросла, его последствия будут фатальными, ударят по сектору и тем, кто в нем работает.

«Компании финансовой отрасли составили планы действий, чтобы минимизировать проблемы для своих клиентов в сценарии жесткого Brexit, однако критические риски, связанные с резким выходом [из ЕС], остаются, в том числе в сфере передачи персональных данных и выполнения международных контрактов», – говорится в заявлении ассоциации UK Finance. После того как на референдуме в 2016 г. Великобритания проголосовала за выход из ЕС, финансовые компании, по оценке EY, уже перевели на континент активы почти на 800 млрд фунтов ($1,025 трлн), включая сотрудников, операции, средства клиентов.

Готовиться к Brexit, в том числе без соглашения с ЕС, крупные компании, особенно в финансовой, продовольственной, фармацевтической, автомобильной отраслях, стали заранее. Еще в конце 2017 г. 60% членов CBI намеревались разрабатывать планы на случай жесткого Brexit. «Мы готовимся к жесткому Brexit, нужно сделать так, чтобы после него наше брокерско-дилерское подразделение продолжало оказывать услуги в ЕС», – говорил в ноябре 2017 г. Джим Коулес, гендиректор Citigroup в регионе EMEA (Европа, Ближний Восток, Африка).

Но после провала плана Мэй в парламенте готовиться к разрыву с ЕС, видимо, начнут и менее крупные компании, которые до сих пор надеялись на более благоприятный исход, пишет FT. Одна из основных проблем – обеспечение Великобритании лекарствами из Европы. Большинство крупных фармацевтических компаний уже увеличили запасы лекарств на сроки, превышающие обязательные шесть недель. Правительство пообещало при необходимости чартерами завозить медикаменты с коротким сроком годности.

Большой вопрос, как отреагируют потребители, отмечает FT: в пример она приводит сайт для родителей Mumsnet, где люди уже обмениваются советами о том, как замораживать виноград и авокадо, а также информацией о пошлинах ВТО на импорт сыров (при выходе Великобритании из общеевропейского рынка без какого-либо соглашения в силу автоматически вступят одобренные ВТО пошлины на импорт).

Экономика тормозит

Практически никто из экономистов не ожидает рецессии в Великобритании в этом году, однако многие перестали давать один прогноз и теперь представляют несколько оценок в зависимости от того или иного варианта развития событий. Тем не менее признаки замедления британской экономики налицо. Промышленное производство сократилось на 0,8% за три месяца по ноябрь включительно по сравнению с предыдущими тремя месяцами, сообщила 11 января Служба национальной статистики. При этом производство автомобилей сократилось на 2,4%; не помогло даже наращивание складских запасов в преддверии Brexit. Днем ранее Jaguar Land Rover, крупнейший автопроизводитель в Великобритании, сообщил о сокращении в стране 4500 рабочих мест, Ford объявил о масштабной реорганизации европейских операций, а Honda заявила о закрытии на шесть дней завода в британском Суиндоне, чтобы избежать перебоев в случае жесткого Brexit.

Статистика также показала существенное падение выпуска в металлургии и производстве электроники.

«Учитывая неопределенность относительно Brexit, очевидное замедление британской экономики – вполне ожидаемое явление, – цитирует FT Майка Джейкмана, старшего экономиста PwC. – Пока эта неопределенность сохраняется, компании продолжат откладывать реализацию крупных инвестиционных проектов, а домохозяйства – пересматривать планы по покупке дорогих товаров».

«Жесткий Brexit не нравится премьер-министру, и парламент сделает все, чтобы избежать его», – надеются аналитики Citigroup. Теперь очень высока вероятность того, что срок выхода Великобритании из ЕС будет продлен (такая возможность существует), растет и вероятность отказа от выхода тем или иным способом, пишут они в отчете. В последние месяцы в Великобритании активно ведутся разговоры о новом референдуме. Правда, Мэй выступает против второго референдума о членстве в ЕС, однако эксперты обсуждают различные варианты вопросов, которые могут быть вынесены на всеобщее голосование, например конкретный план по Brexit.

Представители ЕС уже заявили, что не намерены пересматривать условия заключенного с Мэй соглашения. «Правительство Ирландии напоминает: 13 декабря Европейский совет четко высказал свою позицию относительно того, что соглашение о выходе Великобритании не подлежит пересмотру, – говорится в его заявлении. – Тем не менее ирландское правительство осознает, что неконтролируемый Brexit плох для всех, не в последнюю очередь для Северной Ирландии. Еще не поздно избежать такого исхода, и мы призываем Великобританию безотлагательно прояснить, как она предлагает выйти из этого тупика». Вопрос о границе между Ирландской Республикой и Северной Ирландией, входящей в Соединенное Королевство, – один из самых острых. ЕС настаивает на том, чтобы она осталась открытой. По достигнутой Мэй договоренности даже после окончания в 2020 г. переходного периода Северная Ирландия фактически останется под экономическим протекторатом ЕС, «пока и если» не будет найдено альтернативное решение. Британцы такое решение не приемлют, а в случае жесткого Brexit возникнет физическая граница.

Результаты голосования в парламенте снизили вероятность «экономического или политического шока, способного спровоцировать масштабный выход из рисковых активов на мировых рынках», пишет Майкл Штробек, директор по глобальным инвестициям Credit Suisse. В банке считают, что мягкий Brexit, который будет поддержан в парламенте, более вероятен, чем жесткий.