В ближайшие 10 лет на модернизацию инфраструктуры потребуется $1 трлн


В ближайшие 10 лет на модернизацию российской инфраструктуры потребуется около $1 трлн. Цифра астрономическая: она сопоставима с расходами российского бюджета за три года. Впрочем, речь не идет о том, чтобы развивать инфраструктурные проекты за счет государства – в этом вопросе ставка делается на средства частных инвесторов.

Длинное и дешевое банковское финансирование – необходимое условие успешной реализации инфраструктурного проекта. Кризис серьезно осложнил привлечение кредитов на долгий срок и под низкий процент. Более того, западные финансовые организации снизили лимиты кредитования на Россию. Выход? Максимально задействовать все возможные источники финансирования, в частности, институты развития, экспортные кредитные агентства, хедж-фонды, агентства по страхованию политических рисков, инфраструктурные облигации.

Кредиторы, у которых способность одалживать средства не сильно подвержена кризисным явлениям, – это международные институты развития. Скажем, при организации долгового финансирования проекта реконструкции аэропорта «Пулково» (свыше 700 млн евро) кредиторами по большей части выступали именно банки развития – ВЭБ, Европейский банк реконструкции и развития, Международная финансовая корпорация, Евразийский банк развития и т. д.

Дополнительный способ привлечения долгового финансирования – страховка политических рисков кредиторов. Такие «страховки» выдают организации, задача которых заключается в продвижении инвестиций. К «политическим» относят риски, связанные с возможностью конвертации местной валюты в иностранную, войной, экспроприацией и т. д. Впрочем, зачастую западные коммерческие банки требуют «страховку» не потому, что видят необходимость покрывать политические риски. Дело в том, что кредиты, застрахованные от политических рисков через Multilateral Investment Guarantee Agency, учитываются вне страновых лимитов. Таким образом, банки могут отражать их в другой категории задолженности и тем самым предоставлять заемные ресурсы, невзирая на лимиты.

Одной из возможностей финансирования проектов является выпуск инфраструктурных облигаций. Обязательства по таким ценным бумагам могут гарантироваться Правительством РФ. Данный механизм широко используется в различных странах мира, однако в России он пока не опробован.

Это интересный инструмент. Почему мы пока не стали задействовать его в проекте «Пулково»? Одна из причин – облигации выпускаются единовременно, и инвестор сразу получает всю сумму. Но при строительстве все эти деньги единовременно не нужны. Поэтому в случае облигационного займа частный партнер (консорциум) должен большую часть денег инвестировать на время в надежный инструмент. И уже по мере необходимости использовать для строительства. Тут возникает вопрос стоимости: доходность не должна быть ниже купона по облигации. Поэтому заем часто используют как инструмент дофинансирования в проектах государственно-частного партнерства. Мы в случае с «Пулково» от идеи выпуска облигаций не отказались. Вернемся к ней, когда строительство будет закончено и многие риски, связанные с ним, уйдут из проекта.

Автор - соруководитель департамента инвестбанковской деятельности \"ВТБ капитала\".