Счетная палата обнаружила в бюджете 700 млрд руб. неподтвержденных доходов

Счетная палата уличила Минфин в неаккуратности: почти 700 млрд руб. заложены в федеральный бюджет без обоснования

Счетная палата в заключении на проект федерального закона о федеральном бюджете на 2011–2013 гг. (есть у «Ведомостей») указала на недостатки при формировании доходов казны. Главный из них – почти 8% доходов (около 700 млрд руб.) заложено в бюджет 2011 г. без представления расчетов и обоснования – непонятно, откуда они берутся.

Доходы бюджета в 2011 г. составят 8,8 трлн руб.

Согласно Бюджетному кодексу правительство вместе с проектом закона о бюджете должно представлять расчеты по статьям классификации доходов. Правительство этого не сделало и передало в Думу только расчеты налогов и сборов, а они не полностью отражают бюджетные поступления, пишет Счетная палата. В проекте бюджета на 2012 г. необоснованных доходов меньше – 620,8 млрд руб. (6,5%), в 2013 г. – 641 млрд руб. (6,2%).

Некоторые расчеты, которые Минфин брал за основу при формировании доходной базы, сами расчетные, указывает Счетная палата, это затрудняет оценку их обоснованности.

Счетной палате непонятно, как рассчитывался коэффициент собираемости доходов. В проекте бюджета он отличается от расчетов ФНС, которые есть у Счетной палаты. Некоторые показатели бюджета (например, возмещение НДС при выполнении соглашений о разделе продукции) аудиторы сочли условными, потому что они остаются неизменными на протяжении всех трех лет. Предполагается, что налог на прибыль все три года будет собираться на уровне 93,4%, хотя каждый лишний процентный пункт может дать казне прибавку в 2011 г. в размере 2,3 млрд руб. Дополнительные доходы от налога на прибыль вообще не учтены в проекте закона о бюджете, пишет Счетная палата, а на 1 июля 2010 г. по этой статье доначислено 75,4 млрд руб.

Все эти причины не позволяют оценить достоверность расчетов доходов федерального бюджета, сокрушаются аудиторы. Минфин должен разработать методические указания, в них должны быть предусмотрены алгоритмы расчета налоговой базы, налоговых вычетов, средних ставок налогов, а также исходных показателей для прогнозирования неналоговых доходов.

Если бюджет можно было бы разложить математически точно, никогда не было бы никаких проблем, говорит сотрудник Минфина. Под все доходы в бюджете представлены расчеты или гипотезы, уверен он: «Но если захотеть, то любой расчет можно поставить под вопрос, что и делает Счетная палата».

Гендиректор Центра развития Высшей школы экономики Наталья Акиндинова не видела в бюджете необоснованных сумм, возможно, часть доходов просто не была детализирована: «Даже не могу представить, как 700 млрд может быть без расчетов».

С ней согласна и эксперт Экономической экспертной группы Александра Суслина: Минфин представил два варианта разбивки доходов бюджета, один полный, другой – с разбивкой на нефтегазовые и ненефтегазовые плюс основные источники. Во втором варианте прочих доходов может скопиться столько, сколько насчитала Счетная палата, продолжает она: это различные штрафы, эффекты от улучшения администрирования, доходы от оказания услуг государством, продажа госсобственности.