Платежная дисциплина как ключевой фактор эффективности энергетического бизнеса


Мои партнеры, работающие в энергетическим секторе, обращаются ко мне с вопросами по работе с проблемной дебиторской задолженностью. Мы помогаем эту проблему решать, однако после взыскания просрочки через некоторое время она вновь накапливается. Это наталкивает на более глубокий анализ проблематики платежной дисциплины и системы ее эффективного контроля.

Понятие платежной дисциплины в секторах, где предоставляются массовые услуги, таких как энергетика, жилищно-коммунальное хозяйство, носит ключевой характер; оно определяет финансовое благополучие отраслевых компаний, банковского сектора, обеспечивающего корпоративное финансирование, а также инвестиционную привлекательность секторов и экономики в целом. Приходится признать крайне низкий уровень платежной дисциплины со стороны всех потребительских групп. Достаточно отметить, что, к примеру, в общем объеме дебиторской задолженности компаний в сфере теплоэнергетики доля проблемных долгов достигает 77%. Совершенно астрономическая величина как в процентном, так и в абсолютном выражении.

Гигантские кассовые разрывы приходится покрывать за счет банковского финансирования зачастую на очень невыгодных условиях и по стоимости, и по «длине» кредитных ресурсов. Нездоровая финансовая отчетность отражается на перспективах инвестиционного финансирования, привлечения средств, предназначенных для модернизации основных фондов.

Очевидно, проблема несвоевременно оплачиваемых счетов носит системный характер, требующий системного же подхода.

Среди причин подобного положения вещей принято называть следующие: тяжелое экономическое положение, недофинансирование бюджетных организаций, неплатежи населения перед управляющими компаниями ЖКХ и автоматические долги последних перед сбытовиками-энергетиками и т.д. Платежная дисциплина в сфере энергетики и ЖКХ у конечных потребителей в массе своей отсутствует как понятие, накопленные долги как долги часто не воспринимаются вплоть до момента судебных разбирательств.

Реформа ЖКХ и изменение схемы организации теплоснабжения и сбыта породило проблему возникшего финансово необеспеченного посредника в системе расчетов. Испытывая постоянный дефицит оборотных средств, УК и ТСЖ получают на свои счета «подарок» в виде оплаты жильцами счетов за потребленное тепло.

Специфика расчетов за поставленные ресурсы предполагает соответствие принципам непрерывности и срочности.

Устоявшаяся практика расчетов, специфика участников цепочки платежей изначально предполагают накапливание просроченной задолженности как системную проблему.

В связи с этим реализация, пусть и успешная, объема накопленной просрочки всего лишь снимает «напряжение в моменте», не решая глобальных причин возникновения неплатежей, а, значит, обрекая ситуацию на повторение.

Очевидно, что перед рынком поставщиков энергоресурсов стоит глобальная задача по обеспечению непрерывности финансовых потоков в свою пользу, что обусловлено вопросами ликвидности, качества финансового менеджмента, это, в свою очередь напрямую влияет на стоимость финансирования со стороны кредитных организаций, а также конечную инвестиционную привлекательность бизнеса в целом.

Фактически поставщик ресурсов стоит перед глобальной задачей организации принципиально новой системы управления дебиторской задолженностью, подход к решению которой не может быть осуществлен путем простого выделения ресурсов – проект требует совершенно новой компетенции в технологической, программной и, прежде всего, управленческой сферах.

Автор - гендиректор коллекторского агентства Morgan & Stout.