Эффект Lehman Brothers вполне может повториться


На валютных рынках с каждым днем становится все жарче. Если брать российский рубль, основной фактор его резкого снижения к бивалютной корзине – общеполитическая нестабильность в мире. Если в глобальной экономике происходит что-то негативное, первым делом капиталы начинают утекать из развивающихся стран, в том числе из России. Причем наш рынок особенно чувствителен к внешнему негативу, и последние дни служат тому примером, включая реакцию на сегодняшнее снижение кредитного рейтинга Италии, хотя сюрпризом оно не стало, его рано или поздно ждали.

Автор - директор управления валютных рынков ФГ БКС.

Как ждут сейчас с опаской и другого события – дефолта Греции, но это уже может иметь более долгосрочные и серьезные последствия, причем для всей мировой экономики. Кстати, если Греция решит выйти из зоны евро, эффект будет такой же, как и от ее дефолта – у всех, кто кредитовал, в одночасье появятся огромные дыры в балансах, инфляция ускорит рост, резко снизится кредитная, потребительская, инвестиционная активность.

Впрочем, нельзя исключать, что маховик мирового кризиса запустится не только греческим дефолтом или выходом Греции из еврозоны. Европейские банки сейчас испытывают дефицит ликвидности, так как в Европе уже налицо кризис доверия, очень напоминающий ситуацию 2008 г. Особенно слабы сейчас банки Франции, у которых больше всего греческих облигаций. В этой связи нельзя исключить ситуацию, при которой в ближайшее время о банкротстве может объявить один из французских банковских гигантов – BNP Paribas или Societe Generale.

В силу внешнеполитических европейский интриг их решат «пустить под нож», как это случилось в 2008 г. с печально знаменитым Lehmann Brothers. И это как раз может совпасть с моментом объявления дефолта Греции. Крах одного крупного европейского банка вызовет по цепной реакции кризис неплатежей. Это, безусловно, заденет и российские банки, у которых сейчас, казалось бы, ликвидности полно, но ситуация может резко поменяться.

Европейские банки закроют кредитные лимиты практически всем, с кем они сейчас работают, а у нас много банков, кредитующихся в Европе. Соответственно, на наши банки тоже резко закроют лимиты. Российские кредитные учреждения спохватятся - где брать кредиты? И найдут лишь один выход – у правительства. Государство ради спасения банковской системы распечатает все фонды и резервы, но денег может не хватить, и курс рубля может быть отпущен в свободное плавание.

Полномасштабным для нашей страны кризис сделает затяжное падение цен на нефть. Уже сейчас опасения того, что долговые проблемы Греции могут перерасти в обширный банковский кризис и плохо сказаться на спросе на сырье, оказывают сильное давление на котировки. А если нефть «повалится», то она практически неизбежно потянет за собой и рубль. Тогда девальвация продолжится до пределов, которые в настоящее время невозможно спрогнозировать.

До какого уровня упадет стоимость нефти и как далеко она утянет за собой рубль, прогнозировать невозможно, но рубеж $90 за баррель в текущей предвыборной ситуации для нашей экпортно-ориентированной страны – это уже критично. Сейчас, осенью, начинают перечислять транши бюджетникам – в экономику идет огромная рублевая ликвидность в виде социальных выплат, и эти рубли все ринутся менять на валюту. Инфляция выйдет из-под контроля, стоимость золота устремится к новым историческим максимумам. Картину дополнит паника среди населения, активно раздуваемая СМИ. И это уже будет полномасштабный кризис, восстановление после которого может занять месяцы, а возможно, и годы.