Менеджмент
Бесплатный
Ольга Кувшинова|Евгения Письменная
Статья опубликована в № 3174 от 27.08.2012 под заголовком: Накопить на маневр

Минтруд и Пенсионный фонд поставили Минфину ультиматум

Главное препятствие для долгосрочного развития пенсионной системы в России – бюджет 2013–2015 гг. Минфин уменьшил пенсионный трансферт, и теперь Минтруд и Пенсионный фонд предлагают пока что финансировать пенсии за счет урезания накопительного взноса, а после 2015 г. вернуть его
S.Karpukhin / REUTERS

Минтруд и Пенсионный фонд России (ПФР) подготовили «Стратегию развития пенсионной системы России до 2030 г.» (скан документа см. на www.vedomosti.ru). Пока это проект, рассказал чиновник Минтруда, его предстоит согласовать, после чего к 15 сентября представить в правительство.

Стратегия предлагает основные направления развития пенсионной системы и возможные развилки, а не заасфальтированные дороги, говорит чиновник Минтруда. Асфальтировать дороги, т. е. устанавливать конкретные параметры, предстоит после 2014 г., когда пройдет обсуждение проекта с профильными ведомствами и экспертами.

Но часть изменений должны вступить в силу уже в 2013 г. Это те вопросы, по которым уже достигнут межведомственный консенсус, поясняет сотрудник ПФР. К таковым относится удвоение с 2013 г. выплат в ПФР для самозанятого населения (в 2012 г. – 14 386,32 руб. в год), повышение тарифа для работников вредных производств (на 4 и 2% для списков вредных производств № 1 и 2 соответственно с дальнейшим повышением до 9 и 6% к 2015 г.). Будет увеличиваться период выплаты пенсии («период дожития»: увеличение срока выплат позволяет сократить размер выплат) – с 19 лет в 2013 г. до 21 года в 2015 г.

Также на ближайшую трехлетку остается действующий тариф взносов в ПФР: 22% от зарплат до порогового уровня и 10% с зарплат выше порога; сам порог – 512 000 руб. в год на 2012 г. – ежегодно повышается в соответствии с ростом средней зарплаты.

Единственный вопрос, консенсус по которому необходимо достигнуть в срочном порядке, до 15 сентября, – это накопительная часть пенсии. На 2013–2015 гг. стратегия предлагает страховой маневр, как называют его в ПФР: сократить взнос в накопительную часть с нынешних 6 до 2–4% в пользу распределительной. На сколько – решится при обсуждении бюджета, говорит сотрудник ПФР. С 2015 г. предлагается по умолчанию накопительный тариф передать в распределительную часть полностью, но предоставить гражданам, которые пожелают оставить обязательные накопления, право такого выбора по заявлению. Подавая заявление, гражданин должен быть готов доплачивать 2% от зарплаты самостоятельно – в дополнение к 6%, которые будет платить работодатель.

После 2015 г. накопительная система будет иной, говорит сотрудник ПФР: фактически добровольной с обязательными платежами. До этого нужно подготовить законы, в том числе способствующие повышению эффективности инвестирования средств, декларирует стратегия.

Страхового маневра в ближайшие три года на самом деле можно и не совершать, считает сотрудник ПФР. Есть альтернатива – сохранение объема трансферта на пенсионное обеспечение из федерального бюджета, говорится в стратегии. Минфин требует сокращения дефицита ПФР, но тех мер, которые будут приняты с 2013 г. (по работникам вредных производств, самозанятым и проч.), недостаточно. Минфин предлагает изменить порядок индексации пенсий, с чем ПФР и Минтруд категорически не согласны: это приведет к занижению пенсионных прав, говорит сотрудник ПФР, а в ближайшие 20 лет солидарная система остается основным источником выплат. Поэтому либо сокращать накопительную часть, либо сохранить бюджетные дотации, категоричен ПФР. Против сокращения накопительной части резко возражает Минфин, министр финансов Антон Силуанов заявил недавно: «Если мы сейчас увеличиваем за счет накопительной системы распределительную, мы залезаем в карман следующих поколений». Заметная часть накоплений вкладывается в ОФЗ, за счет которых Минфин финансирует расходы, в том числе на пенсии.

Цена ультиматума – 31,5 млрд руб. в 2013 г., в целом за три года – около 290 млрд руб., следует из материалов Минфина (есть у «Ведомостей»). Сейчас пенсии индексируются ежегодно на уровень инфляции и на рост доходов ПФР в расчете на одного пенсионера. Минфин предлагает индексировать на среднеарифметическое между ростом инфляции и зарплат.

Темп роста пенсий по формуле Минфина уменьшается не критически, посчитала Татьяна Омельчук из Академии народного хозяйства: на 0,01–0,05% от прожиточного минимума пенсионера в 2014–2015 гг. В 2014 г. пенсии увеличиваются не на 946 руб., а на 870 руб. Дальше экономия растет (до 0,4% прожиточного минимума к 2050 г.) – если считать в текущих условиях.

Минфин видит возможность сэкономить 1,1% ВВП в 2013–2015 гг. за счет всех мер (см. врез). По расчетам ПФР, только перераспределение 2–4 п. п. из 6% накопительного тарифа экономит 0,2–0,4% ВВП.

Минфин против частичного маневра в накопительной части, говорит сотрудник министерства: «Никакой это не маневр – проблема сама через три года не рассосется». Урезанное финансирование ПФР уже зашито в бюджет, возможность повышения расходов ограничена бюджетным правилом, поясняет он. Минфин будет настаивать на изменении индексации – с оговоркой, что при серьезном росте зарплат возможна дополнительная разовая индексация, говорит чиновник.

Позиция Минфина четко изложена в основных направлениях бюджетной политики, говорит высокопоставленный сотрудник министерства, ее суть – изменяющийся демографический тренд заставляет менять пенсионную стратегию. При изменении пропорции работающий/пенсионер в пользу второго распределительные системы не работают, говорит он: «Иначе мы придем к тому, что у работающих нужно забирать на пенсионные доплаты 50% заработка, это невозможно». Нужно создавать любые долгосрочные стимулы и механизмы, повышающие индивидуальный коэффициент замещения, уверен он.

Если за три года перевести почти весь взнос в распределительную часть, фактически это будет отмена обязательной накопительной системы, большинство граждан никаких заявлений писать не станут, считает руководитель Экономической экспертной группы Евсей Гурвич: «Это оголяет будущие выплаты, хотя увеличивает текущие». Пенсионная реформа должна рассчитываться на срок от начала работы человека до окончания периода пенсионных выплат, последствия должны просчитываться до 2050–2060 гг., продолжает он, иначе можно точно так же, например, набрать долгов – а как расплачиваться, пусть думает следующее поколение.

Накопительная часть свернется окончательно, согласна Омельчук: управляющим пенсионные деньги станут неинтересны – без новых взносов обслуживание счетов станет дороже будущих выплат. Именно по этой причине отказано в накоплениях поколению до 1967 года рождения, напоминает она: стоимость обслуживания превышала размер будущих выплат. Проделать сейчас такое еще раз со всей системой – реальное издевательство, считает она: «Либо не надо было начинать, либо, раз начали, – развивать и совершенствовать».

Авторы пенсионной стратегии не против совершенствования накопительных систем. Государственная пенсия должна быть дополнена корпоративными планами, а также частными добровольными, говорится в стратегии. Для корпоративных программ нужно предусмотреть налоговые льготы: взносы работодателей исключить из налогооблагаемой прибыли, а выплаты частично освободить от налога на доходы физлиц.

При участии во всех трех уровнях работник за 40–45 лет трудового стажа сможет получать пенсию около 70% от заработка, говорится в документе. Участие только в первом уровне должно обеспечить не менее 40% (за 30 лет работы), но для людей с низким заработком нужно продлить программу софинансирования. Пенсия в будущем должна рассчитываться исходя из нормативного стажа работы (сейчас такого понятия нет) – в пределах 30–40 лет. Каким должен быть нормативный стаж, а каким минимальный (ранее обсуждалось его повышение с нынешних 5 до 10–15 лет), в стратегии не сказано.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать