Греф: не надо из меня делать замаскированного чудища, мечтающего кого-то проглотить

Президент Сбербанка считает, что отрасли пойдет на пользу "чистка" ЦБ, но отрицает, что возглавляемому им банку она выгодна
М.Стулов/ Ведомости

Президент Сбербанка Герман Греф поддерживает "чистку" ЦБ на банковском рынке, но отрицает, что возглавляемому им банку она выгодна. "Не надо из меня делать глубоко замаскированного чудища, которое мечтает кого-то проглотить, - сказал Греф в интервью Reuters. - Нам ни один новый банк не нужен, нам, дай бог, с этой долей рынка справиться, с этим объемом клиентов. У нас 110 млн клиентов, от 25 до 45% доля рынка - куда больше?"

Из около 930 российских банков на первые пять приходится более 51% активов банковского сектора, почти треть из которых - на Сбербанк.

По мнению Грефа, отрасли пойдет на пользу "чистка", на которую взял курс ЦБ после того, как его председателем стала Эльвира Набиуллина, которая была подчиненной Грефа во время его работы министром экономического развития. "И я вижу, что наконец-то в рядах квазибанкиров хоть какая-то неуверенность появилась, что "а вдруг доберутся", - говорит Греф.

На прошлой неделе президент "ВТБ 24" Михаил Задорнов заявил, что Банк России продолжит в следующем году отзыв лицензий у кредитных организаций, но в более равномерном и упорядоченном режиме. Как он сообщил журналистам, среди крупных банков есть те, которые находятся «в предбанкротном состоянии». Он добавил, что банки, у которых может быть отозвана лицензия, есть и среди 50 крупнейших. За последние несколько месяцев лицензии лишилось около 30 банков, напоминает Reuters, большинство из которых потеряли их из-за вовлеченности в сомнительные операции.

"Трудно сказать, что Сбербанк что-то выиграл. Сначала мы были вынуждены ночами закрывать технологические проблемы, а теперь наши сотрудники с диким перегрузом выплачивают компенсации (по Мастер-банку)", - сказал Греф.

Сбербанк - сторонник вводимой ЦБ идеи административного регулирования ставок на рынке потребкредитования, которое, по мнению Грефа, отобьет аппетит у банков, заигравшихся с рисками. "Потому что, когда ты ставку ставишь за 100%, то ты можешь позволить себе любой аппетит к риску, - говорит он. - Я не большой сторонник регулирования, но здесь это будет справедливо".

Грефа также заботит укрупнение депозитной базы физлиц у игроков потребрынка, где монополия Сбербанка теряет обороты из-за неконкурентных ставок. "Они стали крупнейшими депозитерами, и сейчас недооценивается, что будет, если их, не дай бог, тряхнет кризис. Так просто с ними уже не удастся расплатиться", - говорит он, но отвергает упреки в монополизме и стремлении отвоевать потерянное.

"Если бы я хотел чего-то монополизировать, вы бы видели совсем другую политику со стороны Сбербанка и она бы давала результаты. Всегда должна быть жесточайшая конкуренция. И здесь никаких обид не должно быть: не смог - отходишь в сторону", - подчеркивает он.

На рынке вкладов должна быть дифференциация по рискам и ответственность вкладчика, который ушел в "спорт", переходя из одного банка с высокими ставками в другой, считает Греф: "Опять получается ситуация, что бал дают за наш счет, и уже начинают раздаваться идеи о повышении отчислений в фонд страхования вкладов... Мы горбатимся не для того здесь сутками, чтобы этим ребятам... устраивать сладкую жизнь".