«ФК Открытие» допустил первый дефолт

ЦБ, предупреждавший, что держатели субординированных облигаций банка не получат денег, перешел от слов к делу
Один из держателей «старых» бондов «ФК Открытие» владеет бумагами примерно на $100 млн, рассказывали «Ведомостям» инвестор и сотрудник управляющей компании/ Ярослав Чингаев для Ведомостей

Держатели субординированных евробондов «ФК Открытие» на $500 млн с погашением в 2019 г. не получили купон. Согласно проспекту выпуска, выплаты должны были начаться 26 октября.

Два держателя пожаловались, что ни у них, ни у трасти (BNY Mellon Corporate Trustee, получить комментарии вчера вечером не удалось) нет информации о выплате купона. Один из собеседников указывает, что фактически банк допустил дефолт, так как не перечислил средства платежному агенту. Другой указывает, что трасти уже обратился к нему, чтобы подтвердить, что выплата не была произведена, так как прошли все сроки.

Выплат не было, подтвердил представитель «ФК Открытие». По закону проценты по субординированным инструментам не выплачиваются, если норматив достаточности капитала падает ниже определенного уровня, указал он. Отрицательный капитал «ФК Открытие» на 1 октября составил 188 млрд руб.

В конце сентября котировки бондов «Открытия» рухнули – зампред Центробанка Василий Поздышев заявил, что позиция регулятора сводится к тому, что все субординированные обязательства должны быть либо списаны, либо конвертированы в капитал. В начале октября «ФК Открытие» объявил о списании бессрочного субординированного долга на $200 млн, условия выпуска которого предусматривали такую возможность. Однако у банка есть два выпуска субординированных еврооблигаций (на $500 млн и $300 млн с погашением в 2019 г.), которые были выпущены до принятия в 2014 г. поправок, позволяющих списывать старые долги в случае санации. Условия этих двух выпусков не предусматривают односторонний отказ от обязательств.

Василий Поздышев
Зампред ЦБ

«Я уже отвечал, что все субординированные инструменты будут списаны. Пока, значит, условия не настали».

«По отдельным субординированным кредитам или депозитам, которые были заключены до вступления в силу этого закона, идут судебные разбирательства. Но здесь мы предпочитаем отстаивать нашу позицию, суды принимают решение», – говорил Поздышев (цитата по «Интерфаксу»). Основания для списания займа наступили, однако он еще не списан, заявил представитель «ФК Открытие» во вторник.

Один из держателей «старых» бондов «ФК Открытие» владеет бумагами примерно на $100 млн, рассказывали «Ведомостям» инвестор и сотрудник управляющей компании.

Возможно, ЦБ пока не списывает эти выпуски, поскольку ведет переговоры с кредиторами о возможном времени списания, размышляет адвокат компании «Кульков, Колотилов и партнеры» Алексей Черных. Возможно, кредиторам важно, на какую дату признавать убыток, объясняет он. Или же ЦБ прорабатывает варианты списания, учитывая, что бумаги выпущены по английскому праву, предполагает он.

31 октября суборд на $500 млн торговался на уровне 16,1% от номинала, суборд на $300 млн – 11,8%, свидетельствуют данные Bloomberg. Доходность бумаг составляла 209 и 207% годовых соответственно.

Инвесторы надеются оспаривать списание бумаг в лондонском арбитраже (LCIA) – им удалось консолидировать более четверти выпуска: почти $150 млн из $500 млн, рассказывали «Ведомостям» два держателя этих бумаг. Коалиция объединяется вокруг Baker McKenzie, которой, по собственным оценкам, удалось собрать более 25% держателей. Представитель ЦБ от комментариев отказался.

Инвесторы «ФК Открытие» рассчитывают повторить успех VTB Austria, которому в июне 2017 г. удалось оспорить в лондонском арбитраже списание банком «Уралсиб» субординированных облигаций и получить с него выплаты на $5,8 млн.

Как правило, согласно эмиссионной документации, невыплата купонного дохода является дефолтом, а значит, и основанием для предъявления иска о взыскании этого купонного дохода или предъявления требования досрочного погашения этих облигаций, указывает советник Saveliev, Batanov & Partners Радик Лотфуллин. «Открытие» ссылается на российский закон, но лондонский арбитраж может признать отказ незаконным, потому что еврооблигации регулированы английским правом. Другое дело, что в признании решения лондонского арбитража в российском суде может быть отказано в связи с его противоречием публичному порядку России.