Выдачи кредитов на автомобили установят рекорд в 2023 году

Но бурная динамика обусловлена повышением цен на автомобили и ставок
Максим Стулов / Ведомости

Объем выданных за 11 месяцев 2023 г. автокредитов составил рекордные для сегмента 1,13 трлн руб. Это соответствует выдачам за весь 2021 год, когда банки установили предыдущий рекорд, следует из данных Национального бюро кредитных историй (НБКИ). Но в количественном выражении текущие выдачи пока уступают «эталонному» 2021 году – банки с января по ноябрь заключили 800 000 сделок, что на 14% меньше того же периода два года назад (почти 930 000 кредитов) и на 21% – показателя за весь год (1,01 млн кредитов).

По данным 3000 кредиторов, передающих сведения в НБКИ, в январе – ноябре банки выдали на 87,5% больше кредитов на автомобили по сумме и на 60% по количеству, чем за аналогичный период 2022 г. Но месячная динамика в последний месяц осени замедлилась: на 5% в количестве выданных кредитов и на 12% в деньгах, следует из данных «Автостата». Абсолютных значений агентство не приводит. Исполнительный директор «Автостата» Сергей Удалов связывает это с ростом ставки ЦБ (в ноябре составляла 15%) и перераспределением автокредитования в более низкий ценовой сегмент.

По прогнозам заместителя президента – председателя правления ВТБ Георгия Горшкова, объем рынка автокредитования в 2023 г. составит рекордные 1,6 трлн руб., передал он «Ведомостям» через представителя банка. По итогам года сектор выдаст 1,1 млн кредитов на автомобили не менее чем на 1,5 трлн руб., ожидает руководитель «Открытие авто» (блок автобизнеса банка «ФК Открытие») Марина Дембицкая.

В 2022 г. рынок автокредитования сильно просел на фоне ухода из России крупных автомобильных концернов и проблем с логистикой и доставкой новых моделей. Поэтому продажи новых легковых машин в России в 2023 г. демонстрируют взрывной рост на сверхнизкой базе прошлого года: за 11 месяцев было продано 939 254 автомобиля, следует из данных «Автостата», что на 65% больше по сравнению с тем же периодом прошлого года. Прогноз на весь 2023 год предполагает рост рынка на 68% до 1,05 млн шт.

На рекордный объем выдач автокредитов повлияла девальвация рубля, которая исторически приводила к росту цен на легковые машины, говорит директор группы рейтингов финансовых институтов агентства НКР Егор Лопатин. Цены на автомобили за 10 месяцев 2023 г. выросли уже больше, чем за весь прошлый год. По подсчетам «Автостата», средневзвешенная (с учетом доли рынка) стоимость новой легковой машины в январе – октябре 2023 г. выросла на 23% к прошлому году до 2,91 млн руб. Динамика за 2022 г. – рост 20% до 2,39 млн руб. соответственно.

Также значительный рост ключевой ставки во втором полугодии способствовал покупке авто в кредит в ожидании дальнейшего увеличения стоимости займов, добавляет Лопатин. По данным НБКИ, средний чек автокредита с июля по ноябрь находился на уровне выше 1,5 млн руб., достигнув пика в октябре – 1,56 млн руб., а затем снизившись на 3,5% в ноябре до 1,51 млн руб.

В следующем году произойдет дальнейшее увеличение продаж в автокредитах, что будет уникальным трендом розничного рынка, считает Горшков. Это возможно при отсутствии каких-либо существенных перегибов в экономике, согласен младший директор по банковским рейтингам «Эксперт РА» Анатолий Перфильев. Если ЦБ смягчит свою политику и не будет резких скачков валюты, то рынок должен расти из-за повышения предложения автомобилей, в первую очередь китайских брендов, добавляет представитель «Драйв клик банка» (дочерний банк Сбербанка). По оценке Горшкова, рост может составить до 7% к уровню 2023 г.

Если ставка и курс будут повышаться, рынку сложно будет расти или хотя бы сохранять текущие позиции, отмечает представитель «Драйв клик банка». Но существенных «просадок» в объеме рынка автокредитования не будет, говорит управляющий директор Совкомбанка Артем Языков: его уровень будет примерно соответствовать показателям текущего года при условии отсутствия внешних шок-факторов.

Но ряд экспертов отмечают и другой вариант. Произойдет умеренное снижение объемов выдачи в сегменте автокредитования, так как в случае стабильных макроусловий факторы 2023 г. по большей части исчерпают себя, а в следующем году на объем выдачи будут давить высокие процентные ставки, считает Лопатин.

В 2024 г. на рынке автокредитования с учетом дальнейшего ожидаемого роста ключевой ставки и цен на авто темпы роста могут замедлиться и составить порядка 10–15% при оптимистичном сценарии или удержаться в тех же значениях при базовом прогнозе, полагает Дембицкая.