Елена Марусина: «Изучая монеты, мы изучаем историю»
Директор Музея нумизматики – об историческом здании на Арбате и промахах искусственного интеллектаВ Музее Международного нумизматического клуба (МНК) недавно открылась выставка «Боги, цари и варвары. Монеты Боспорского царства», которая будет работать до следующей осени. В проекте задействованы самые современные экспозиционные решения, а его партнерами стали Эрмитаж, Государственный исторический музей и ГМИИ им. А. С. Пушкина.
В интервью «Ведомости. Городу» генеральный директор Музея МНК Елена Марусина рассказала об использовании искусственного интеллекта при подготовке выставок, редких монетах, позволяющих проследить изменения женской моды, и о том, как сделать нумизматику привлекательной для массового зрителя.
– Это одно из старейших светских зданий района Арбат – построенные в 1685 г. палаты Зиновьевых – Юсуповых. Дом помнит большое количество хозяев: здесь жили и Толстые, и Берсы. При каждом из владельцев здание меняло внешний и внутренний вид. В свое время на месте одного из сегодняшних выставочных залов даже находилась небольшая домовая церковь.
После революции здание переоборудовали под коммунальные квартиры, а с их расселением в конце прошлого века оно начало приходить в упадок. С 2010 по 2012 г. была проведена бережная реконструкция: восстановили исторические своды на первого этаже, фасад, крышу. В 2015 г. началась новая история здания – здесь открылся Музей МНК.
– Да, они сейчас хранятся в Музее Москвы. Возможно, в будущем у нас получится сделать совместную выставку, посвященную непосредственно этому зданию. Оно того заслуживает.
– Тогда, 10 лет назад, нумизматикой интересовался довольно небольшой круг людей, а перед нами стояла задача сделать музей популярным и доступным. Поэтому выбор пал на здание, расположенное в центре Москвы, с богатой историей, вблизи крупнейших федеральных музеев и объектов культурного наследия.
– Сегодня практически все залы – это выставочные пространства. Работает основная экспозиция, где собраны монеты от Древней Руси до выпусков императора Николая II. Остальные залы занимают временные выставки. Если раньше мы представляли монету в классических проектах, раскрывающих историю одного государства или изменение чеканки от эпохи к эпохе, то теперь концепция поменялась. Мы переосмысливаем наше выставочное пространство, рассматриваем монету в разных исторических и культурных ракурсах, чтобы это было интересно для большего числа людей.
– Мне нравятся слова нашего учредителя, коллекционера Вагита Алекперова, о том, что, изучая монеты, мы изучаем историю. Глядя на них, мы способны окинуть взором времена от античности и до современности. Эти небольшие предметы позволяют проследить смену эпох, правителей и даже модных тенденций – художник-медальер не мог не обратить на это внимание.
Хороший пример – монеты русских императриц времен дворцовых переворотов. На монете номиналом в 10 руб. 1756 г. мы видим, что государыня Елизавета Петровна одета в шитое золотом платье, корсет которого украшен жемчужными подвесками. Плечи покрывает роскошная горностаевая мантия, расшитая двуглавыми орлами. На голове императорская корона, в прическу вплетены украшения. Это главенствовавший тогда стиль барокко во всей своей красе. А вот на выпущенной ровно за 30 лет до этого монете Екатерина I предстает в гораздо более строгом и закрытом наряде. На тот момент мода только начала переключаться с русского фасона на европейский. Украшения были еще не так изысканны, зато можно отлично рассмотреть сложную высокую прическу императрицы, тугими локонами падающую на плечи и щедро украшенную жемчужными нитями.
– Мы стараемся интегрировать ее в более широкий культурный контекст. Главный вывод, который мы для себя сделали, заключается в том, что если выставка будет интересна ребенку, она будет способна увлечь любого посетителя. Поэтому мы адаптируемся под разные форматы.
Наш посетитель – это человек, который уже знаком со всеми основными крупными музеями столицы и ищет новые интересные и уникальные локации. Сейчас наша основная целевая аудитория – это школьники и студенты. Когда проходят школьные олимпиады, музей загружен настолько, что посетитель «с улицы» не всегда может приобрести билет.
– Каждая из наших монет – это бесценная реликвия, но они довольно тяжелы для восприятия из-за своего небольшого размера. Поэтому мы часто дополняем выставки другими экспонатами, используем современные технологии, но при этом основной акцент все равно остается на нумизматике.
Наша коллекция сейчас насчитывает порядка 6000 монет. Среди них есть редчайшие экземпляры, включая уникальные образцы с портретами римских императоров. Некоторые из них даже позволяют узнать о тех правителях, которые не упоминаются в других источниках. Например, античные монеты всегда служили средством пропаганды. То, что император хотел донести до народа, отражалось в чеканке. Часто изображались реальные исторические события, но иногда их немного приукрашивали.
– Я бы отметила один пантикапейский статер. В истории Боспорского царства был период женского правления, редкий случай для истории Античности. В начале новой эры Гепеперия – фракийская принцесса – вышла замуж за правителя Боспора Аспурга. После его смерти она возглавила государство в качестве регента своего малолетнего сына. На статере рядом с мужским профилем представлена ее монограмма, перегравированная из имени супруга.
– У нас сложилась практика продления временных выставок, если мы видим, что интерес посетителей не спадает. Одна из – проект «На вес золота» – даже стала частью постоянной экспозиции. Это своего рода путешествие по времени. Посетитель выступает в роли путешественника во времени: берет с собой чемодан с монетами конкретного периода и начинает исследовать, что можно было бы купить в разное время, исходя из той или иной профессии. Например, пара обычных древнегреческих сандалий обошлась бы сегодня в 5000–6000 руб. за пару обуви. А вот поездка в лондонском метро середины XIX в. стоила бы вам порядка 600 руб. При этом в первых поездах метро не было света, а сквозь щели внутрь просачивалась сажа.
– Мы создали квест «Шах, мат, и ты нумизмат». Он позволяет почувствовать себя настоящим детективом, который ищет пропавшую монету в одном из старейших зданий Арбата. В декабре будет открыта запись на обновленный формат. Также в музее проводится большая исследовательская и научная работа, проходят конференции, деловые и образовательные мероприятия. Кроме того, в этом году мы выпустили первый в мире учебник по нумизматике.
– Да, например, отчеканенный на Московском монетном дворе золотой в половину угорского – монета конца XVII в. с портретами не одного, а сразу трех правителей. Дело в том, что чеканка пришлась на период совместного правления царей Петра I и Ивана V, а также их регента, Софьи Алексеевны. На лицевой стороне можно увидеть изображения братьев в княжеских шапках, а на обороте расположен более крупный портрет царевны Софьи: она запечатлена в царском венце и со скипетром в руке.
Еще у нас есть золотая копейка, отчеканенная от имени несуществующего русского царя. Речь идет о польском королевиче Владиславе. С согласия Семибоярщины после низложения Василия Шуйского он должен был приехать в Москву и занять русский престол, но так и не принял православия и, соответственно, не был венчан на царство.
– Витрины музея оборудованы планшетами, есть электронный этикетаж, можно каждую монету посмотреть с обеих сторон. Большое внимание мы уделяем свету, что очень важно. Он может как убить экспозицию, так и сделать из нее шедевр. В целом все дополнения используются для того, чтобы привлечь внимание посетителя к главным экспонатам. Что касается искусственного интеллекта, то мы начали работать с ним совсем недавно.
Наиболее активно мы использовали его в рамках текущей выставки «Боги, цари и варвары». Наш IT-отдел разработал специальную программу, которая позволяет фотографировать посетителей и обрабатывать в режиме реального времени снимки, стилизуя их под эпоху, о которой мы рассказываем. Потом вы эту фотографию можете скачать и разместить в своих соцсетях. При этом с искусственным интеллектом у нас были и забавные сюжеты. На выставке также есть несколько экранов, которые иллюстрируют тот или иной раздел. Это ролики примерно на полминуты, созданные нейросетью. Интересно, что чем больше промптов ты задаешь, тем более странные вещи она выдает. Сперва фигура варвара или жреца получается очень аутентичной, но потом, когда необходимо уточнить детали, появляются забавные изменения, например, лазерный меч или шесть пальцев на руке. При этом мы не можем не признать, что за этой технологией будущее.