На языке искусства: южноафриканский художник бросает вызов русским ученым
В «Сколкове» появился арт-объект художника из ЮАР Антона СмитаНа территории Инновационного центра «Сколково» в начале ноября установили необычный паблик-арт-объект. Уличная скульптура высотой около 3,5 м выполнена из металла, бронзы и стекловолокна. Работа под названием «Размышление о происхождении человека» представляет собой как бы раздробленную на несколько вертикальных фрагментов человеческую маску. Ритмически композиция выстроена так, что невозможно понять, стремятся ли эти фрагменты вновь слиться в единое целое или всё больше отдаляются друг от друга.
Автор работы – 71-летний художник из ЮАР Антон Смит (своим узнаваемым для русского уха именем он обязан предкам-датчанам). На родине произведения Смита уже давно признаны национальным достоянием, а сам он вместе с женой последние несколько лет руководит частным парком собственных скульптур, который они превратили в настоящий арт-оазис посреди полупустынных саванн Бронкхорстспрейта.
«Ведомости. Город» познакомился с художником и узнал, как создается современное искусство и почему оно идет в ногу с современной наукой и технологиями.
В одном направлении
Объект Смита появился в «Сколкове» в рамках фестиваля уличного искусства «Здесь и Сейчас», организатором которого выступает парк «Зарядье». При этом сам художник признается, что в этой коллаборации многое произошло случайно. Изначально куратор фестиваля Анна Малик-Короленкова предлагала ему написать текст о состоянии современного искусства в ЮАР для тематического альманаха. Когда же речь зашла о создании скульптуры, Смит решил взять за ее основу похожий, но чуть большего размера объект, совсем недавно установленный в Тайване под совершенно другим названием («Размытое иллюзорное пространство»).
Но если тайваньский аналог как бы растворяется на фоне безграничного природного ландшафта, то его московский «брат-близнец» установлен перед зданием Сколковского института науки и технологий (ребристая фактура его фасада выгодно рифмуется с композиционным решением самой скульптуры).
Смит признается, что является глубоко верующим христианином. Это проскальзывает даже в его ответе на вопрос, как создавался московский объект. «Он печатался на 3D-принтере в России по моим инструкциям, – объясняет художник. – Сегодня компьютер способен на многое, но он не может выдать оригинальную идею. Возможно, мы придем к этому в будущем, пока же я должен своими руками создавать макеты будущих скульптур у себя в мастерской. Когда я приехал в Москву, основная часть работы уже была сделана, мне лишь пришлось оттачивать фактуру».
По словам художника, место для установки выбирали представители «Сколкова» и организаторы фестиваля, причем оно было изменено в последний момент. «Я очень рад, что так получилось. Надеюсь, что учащиеся воспримут этот образ позитивно. Это не лик Бога как таковой, но он заставляет задуматься о Его существовании», – добавляет Смит. Любопытной деталью стал и тот факт, что маска Смита не «смотрит» на здание института, а как бы отвернута от него. Получается, что научное и духовное начала в данном случае глядят не друг на друга, а в одном направлении.
Симбиоз культур
Самые частые образы в работах Антона Смита – это человеческие фигуры и руки, маски и лица, ангелы и исполины. Центром его творческой вселенной всегда остается человек. «Ничего мрачного или темного, я стараюсь держаться от этого как можно дальше», – говорит художник. В его произведениях угадываются отголоски наследия таких важных европейских мастеров, как Альберто Джакометти, Константин Бранкузи и Энтони Гормли.
По словам Смита, он создает собственный художественный язык из сочетания западной и южноафриканской традиции (примерно в соотношении 60/40, как признается он сам).
«Как художник-самоучка, я очень много смотрю и читаю, немного подворовывая то тут, то там, при этом моим главным источником вдохновения все равно остается Библия», – говорит Смит с улыбкой. Религиозный уклон приобретает даже разговор о парке скульптур в Бронкхорстспрейте, который Смит сравнивает с райским садом. В месяц его посещают примерно тысяча человек, а число уличных экспонатов насчитывает более 600 работ (100 из них совсем недавно временно переехали на выставку в Калифорнию), рассказал художник.
Арт-индивидуальность
«Размышление о происхождении человека» – уже 16-й арт-объект, установленный на территории «Сколкова». Но только благодаря Антону Смиту фестиваль впервые приобрел международный статус. По словам куратора Анны Малик-Короленковой, по мере своего развития фестиваль сначала «вышел» из центра Москвы на окраины города, а затем список участников начал становиться более разнообразным. Помимо столичных художников в программе смотра начали появляться региональные имена.
На вопрос о том, как его работа взаимодействует с остальными арт-объектами, установленными в округе, Антон Смит отвечает уклончиво, настаивая на том, что каждой из них присуща собственная неповторимая индивидуальность. Но со стороны некоторые параллели все же прослеживаются.
Полностью игнорировать научный контекст места осмеливаются лишь немногие авторы. Работающий под псевдонимом JON калининградский уличный художник Евгений Малышев украсил монохромным муралом одну из трубовидных беседок, разбросанных по территории. «Его работа создана как бы по принципу работы нейросети. Возвращаясь в своей памяти к какому-то одному воспоминанию, мы каждый раз его «перезаписываем» заново, постоянно изменяя. Реалистичные очертания побережья и фигуры людей на мурале подернуты цифровой рябью и как будто рассыпаются на отдельные фрагменты», – объясняет Анна Малик-Короленкова.
Появившийся в саду технопарка только этой осенью объект белорусских художников Полины Пироговой и Василия Тимашова «Лунная долина» уже успели облюбовать учащиеся расположенной неподалеку международной гимназии «Сколково». Сам объект создан из лозы и по своей форме напоминает то ли сплетенные воедино гнезда неизвестных птиц, то ли космические спутники или кратеры. Внутри этих «гнезд» любят прятаться дети, а их родители часто сидят здесь в ожидании окончания занятий. «Близость к природе – качество, очень характерное для белорусского искусства. Кроме того, эти три разрозненные формы причудливым образом составляют единое целое. Это заставляет задуматься не столько о происхождении человека, сколько о связи внутреннего и внешнего», – говорит Анна Малик-Короленкова. Ожидается, что в ноябре на территории «Сколкова» появятся новые работы художников из Китая и Турции. Все они будут экспонироваться здесь до конца лета 2026 г.