Читайте также
Главные выставки весны: гениальные юные «пенсионеры», глиняные воины и огромные поющие солонки
Рахманинов-марафон и опера про изобретательницу компьютерного кода: что послушать этой весной
Выставка живописи и скульптуры XVII-XXI веков открылась в Новой Третьяковке

Что покажет Владимиро-Суздальский заповедник туристам к 1000-летию: лошадка возрастом 30000 лет и выставка в честь иконы XII века

Интервью с директором Владимиро-Суздальского заповедника о том, как перепридумать «Золотое кольцо»
Владимиро-Суздальский музей-заповедник

В Новой Третьяковке в Москве проходит выставка «Великое княжество. Сокровища Владимиро-Суздальской земли». Это первый большой проект нового директора Владимиро-Суздальского заповедника Екатерины Проничевой, назначенной в июле 2022 г. Она рассказала «Ведомости. Городу», как вести современный разговор об искусстве Древней Руси.

– Суздаль – один из любимых у москвичей городов для поездок на уик-энд. Кто к вам еще приезжает, растет ли турпоток?

– Когда я приходила в заповедник, мои представления об аудитории музеев были скорее гипотезой. Четкой статистики, портрета потребителя не было. «Золотое кольцо» у меня ассоциировалось больше с организованными группами. Сейчас я точно знаю, что это не так. Во Владимир и Суздаль поток туристов из года в год не сильно колеблется, сейчас это 1,2 млн человек в год. Но портрет туриста стал другим. В путешествие отправляются семьи, компании друзей. Как правило, это жители больших городов: прежде всего Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода – оттуда до Владимира столько же, сколько от Москвы. И конечно, сценарий посещения и причины сильно изменились. Последние лет пять поведение туристов более вдумчивое: они уже неоднократно были в Суздале и во Владимире, им нужно открыть для себя что-то новое. Группы, конечно, никуда не денутся, но очевидна тенденция к индивидуальному туризму, к новому поиску впечатлений. Наша задача – удивить.

– В 2024 г. Суздалю исполнится 1000 лет. Правительство РФ планирует выделить городу для подготовки к празднованию юбилея около 2 млрд руб. Что ждет тех, кто приедет во Владимир и Суздаль летом следующего года?

– Мы не будем ждать до 2024 г. и празднования тысячелетия Суздаля, начнем уже с конца этого года. Первой откроем выставку, посвященную стоянке древнего человека. Сунгирь – уникальное археологическое место, недалеко от церкви Покрова на Нерли, известное во всем мире и недооцененное у нас. Все знают, как выглядит виллендорфская Венера (статуэтка зрелой женщины с преувеличенными формами, предположительно изготовленная 30 000 лет назад, была обнаружена в австрийской деревне Виллендорф в 1908 г. – «Ведомости. Город»), которая находится в музее в Вене. Но у нас во Владимире есть ее ровесница – сунгирская лошадка.

В нашей заново созданной экспозиции на основе коллекции предметов археологии, хранившихся в фондах, можно будет совершить увлекательное путешествие в мир древних людей. Мы хотим интересно рассказать, как выглядел наш край 30 000–35 000 лет назад, попробуем с помощью современных решений – 3D-технологий, мультимедийного оборудования – воспроизвести жизнь человека времен палеолита, какая его окружала флора, фауна. Рассчитываем, что нам удастся создать новое место притяжения.

Еще один интересный проект, и для музея это вызов: мы хотим сделать во Владимире экспозицию нашей древней реликвии – Боголюбской иконы Божией Матери, созданной более 800 лет назад. По некоторым свидетельствам, это одна из первых икон, написанная непосредственно русскими мастерами по указанию князя Андрея Боголюбского, в XII в. Практически 15 лет она была на реставрации, а история работ по ее сохранению вообще насчитывает более 100 лет.

Максим Стулов / Ведомости

Мы вместе с Научно-реставрационным центром имени Грабаря хотим рассказать и о том, как велась реставрация, и про особенности бытования иконы. Техническое состояние Боголюбской иконы не позволяет ее перемещать, но на выставку, которая проходит сейчас в Новой Третьяковке, мы привезли еще одну уникальную икону – Максимовскую Божию Матерь XIII в. И это тот случай, когда стоит проделать путешествие, чтобы увидеть шедевры: как минимум, посетить экспозиции на Крымском Валу или приехать во Владимир, чтобы своими глазами увидеть Боголюбскую икону. Отдельная история у нас связана со Спасо-Евфимиевым монастырем. Очень хотим восстановить монастырские сады. Начали работу уже сейчас, чтобы летом 2024 г. показать их такими, какими они были задуманы в XIV в.

– Если бы вы писали путеводитель по Владимиру и Суздалю, куда бы посоветовали заехать тем, кто едет к вам не впервые? Есть «тайные места», которые имеют большой потенциал?

– Очень рекомендую всем проехать через Юрьев-Польский, увидеть Георгиевский собор. Конечно, Боголюбово. Князь Андрей Боголюбский – герой абсолютно невероятный, он построил Владимир с привлечением лучших зодчих, мастеров, художников. Кидекша – первый каменный храм Бориса и Глеба XII в., аскетичный, как все белокаменные храмы. Само по себе пребывание в таком древнем сооружении – это очень интересный опыт. Кидекша – поместье Юрия Долгорукого. Там он жил между своими большими походами.

Wikimedia

Из совсем неожиданного – французское шато и шотландский замок во владимирских лесах. Крупный российский промышленник Владимир Храповицкий в конце XIX в. построил имение для любимой женщины, петербургской дамы с европейским образованием. Удивительный парк, невероятные пруды, перекличка с ансамблем Царского Села – замок оставляет большое впечатление. Построен практически тогда же, что и баварский Нойшванштайн. Сейчас усадебный комплекс в тяжелом состоянии, есть концепция его реставрации, и мы постепенно к этому придем.

– В Суздале появляются и интересные негосударственные проекты. Например, уже давно работает «Дымов. Керамика», в прошлом году открылось арт-пространство «Мира» Дмитрия Разумова, Евгении Казарновской и Андрея Попова, галерея молодого искусства «Ларец» Андрея Бартеньева.

– Суздаль – это древний город, но в нем чувствуется динамика, энергия столицы. Златые врата Рождественского собора в Суздале, которые мы привезли на выставку в Третьяковку, в XII в. могли быть созданы только в богатом, развитом, сильном городе, где есть большие мастера, дорогие материалы. Маленький Суздаль и сейчас, несмотря на пасторальные пейзажи, живет по принципу города. Постоянная вереница событий дополняет то, что происходит в музеях, и создает атмосферу радости жизни. Мы все вместе составляем такое сообщество, которое делает путешествие в Суздаль еще интереснее.

– В советские годы самые ценные уникальные экспонаты из региональных музеев перекочевали в центр. Возможно ли сейчас обратное движение? Вы не ждете подарков к 1000-летию?

– Если говорить о фондах других музеев, то мы скорее ждем партнерских проектов. Музейное пространство едино, и можно собрать любую выставку. И наш заповедник может работать с очень разными периодами истории.

– Во Владимиро-Суздальском заповеднике наверняка невероятные фонды. Достаточно ли хорошо они изучены? Может, мы находимся на пороге научных сенсаций?

– Фондохранилище и реставрационные мастерские – это фундамент, без которого невозможны никакие выставки. Наша гордость – это уникальная владимирская школа живописи, богатейший фонд древней книги. С этими коллекциями постоянно работают специалисты. Наша археологическая коллекция продолжает пополняться. В музее большой раздел нумизматики: от древних монет X в. времен Владимира Красно Солнышко до советского периода, потрясающая коллекция тканей, ювелирные украшения. Наша задача даже не показать все свои фонды, а, оттолкнувшись от них, найти какой-то поворот темы, свежую идею. Но и сохранение ценностей – задача очень непростая. В фондах Спасо-Евфимиева монастыря в Суздале есть абсолютно уникальная коллекция дерева, но ее большую часть мы не можем ни экспонировать, ни хранить в должном состоянии. Для нас вопрос с фондохранилищем является критическим и важным.

Wikimedia

Вторая часть работы, которая связана с коллекцией, это реставрация. Подготовка ткани к выставке иногда требует месяцы, а то и годы работы. Все новые выставочные проекты связаны с тем, чтобы интересно показать наши экспонаты. На эту задачу работает и необычная архитектура, и возможность зрителям приблизиться к этим редким вещам. Тогда экспонаты по-другому раскрываются, оживают – и дистанция в 1000 лет сокращается.

– Среди музейщиков прежнего поколения есть люди, которые возглавляли институции много десятилетий: Ирина Антонова, Семен Гейченко. И во Владимиро-Суздальском заповеднике был такой директор – Алиса Аксенова. Она проработала в музее 53 года. Как вы считаете, сейчас такая персонифицированная модель возможна?

– Алиса Ивановна – удивительный директор. Ей 92 года, а взгляд на развитие музея у нее иногда даже более радикальный и современный, чем у меня. Я получаю удовольствие от разговоров с ней. Такие люди были невероятно прогрессивными менеджерами, они опередили время. Благодаря их управленческим усилиям музеи могли состояться и сохранить свои коллекции.

Но я считаю, что работа в течение десятилетий на одном месте не идет на пользу учреждению. Не зря в европейских музеях есть практика замены директоров каждые 8–10 лет. Это связано не только с тем, что меняются подходы, меняются экспозиционная мода, способы разговора музея с людьми. Но прежде всего с тем, что так ты начинаешь себя отождествлять с местом, тебе самому сложно меняться. Перечисленные яркие примеры людей, которые могли оставаться современными, актуализировать музей, чувствовать его, – скорее все же исключения. Удивительный директор Мартин Рот изменил не один музей. Сначала Дрезденская галерея, а позже Музей Виктории и Альберта в Лондоне стали совсем другими под его руководством. И он не боялся меняться, делать что-то новое. Это позволяло музеям заиграть новыми гранями. Поэтому я скорее за сменяемость директоров.

Другие материалы в сюжете

Самое популярное
Свободное время / Галерея
Как прошла выставка «Наследие» в рамках BRICS+ Fashion Summit
Она состоялась в московском «Зарядье»
Свободное время
Что слушать этой осенью: опера про Оппенгеймера и «Мастер и Маргарита» в Большом
Главные события в мире музыки, которые порадуют москвичей этой осенью
Наш город
Во второй половине октября в Москве ожидается снег
Медики рекомендуют москвичам сделать прививку от гриппа и COVID-19
Наш город / Галерея
Вдоль реки: как в Москве благоустраивали набережные
На них появились велодорожки, зеленые зоны, смотровые площадки и пристань-амфитеатр
Наш город
Экскурсии, танцы и спорт: ВДНХ этим летом посетили 9 млн человек
Собянин рассказал о событиях, которые принял выставочный комплекс в год 85-летия
Наш город
В Москве запустили зоотрансляции и нашли древние изразцы – хорошие новости
Только положительные события в завершение недели
Наш город
Подземка на связи: единому диспетчерскому центру метро исполнилось пять лет
За время работы ЕЦД скорость реагирования служб выросла в 2,5 раза
Свободное время
Куда пойти в выходные 5–6 октября
Самые интересные события в Москве
Москва 2030
Столичные власти рассчитывают к 2030 году существенно нарастить кинопроизводство
Создание кинокластера решит проблему дефицита павильонов и расширит возможности для натурных съемок
Москва 2030
Сад Маргариты, лаунж-зоны и миллионы алых роз в Москве
Как ландшафтное искусство преображает привычное городское пространство
Москва 2030
В Москве подвели итоги нового формата летних активностей
За 100 дней фестиваль «Лето в Москве. Все на улицу!» посетило более 10,5 млн гостей
Москва 2030
В Москве продолжится масштабное благоустройство до 2030 года
Сергей Собянин рассказал, какие изменения ждут столицу
Москва 2030
Благодаря программе благоустройства 90% москвичей имеют парки в пешей доступности
В ближайшие пять лет властям города следует сосредоточиться на внедрении инновационных решений и более активном участии в процессе жителей
Москва 2030
Какой будет коммунальная инфраструктура Москвы к 2030 году
Несмотря на беспрецедентный рост энергоэффективности, перед правительством города стоит целый ряд вызовов в сфере коммунального хозяйства
Наш город
«Ведомости» и поздравить не жалко
Представители бизнеса, власти, деятели культуры и эксперты отметили 25-летие газеты