«Каждый пятый книжный магазин закроется – и так будет лучше для книг»

Офлайн-торговля буквами: что станет с розницей?

Лет десять назад начали хоронить книги, книгоиздание, литературу и писательское дело. Сначала книги «умирали» под гнетом сериалов и компьютерных игр, потом их уничтожали электронные издания, сейчас книжный бизнес должен погибнуть из-за отсутствия розницы. И именно последний фактор должен привести к окончательному фиаско в масштабе самой читающей страны. Так ли это?

Книжный магазин – это уже не основное место, где современный читатель приобретает книгу. Доля книжной розницы составляет в обороте отрасли около 40-45%. Думаю, что в ближайшие два-три года она сократится до уровня 30%.

По самым оптимистичным подсчетам, в России всего 2500 книжных магазинов – совсем мало в расчете на душу населения, и это в разы меньше, чем в среднестатистической Европе. Но я считаю, что еще порядка 20% книжных магазинов должны закрыться. И, как ни странно, для книг так будет лучше.

Было бы неплохо, если бы с рынка ушли магазины, которые не просто малоэффективны и являются хроническими должниками, но еще и не справляются со своей функцией витрины, ведь книжный магазин является еще и местом контакта с книгой, витриной, шоу-румом.

Все видели подобные заведения: заходишь в такое место и с первого взгляда понимаешь, что бумажная книга – это унылое пыльное прошлое. Эти магазины просто дискредитируют современное книгоиздание (в том числе и как бизнес). Избавление от них оздоровит отрасль. Как говорили когда-то крамольные архитекторы – ничто так не способствует развитию градостроения, как пожары.

Где сейчас покупают книги? 

Естественно, это, в первую очередь, интернет-магазины – их доля сейчас составляет порядка 35%. И в скором времени она достигнет 40%. А остальные книжные проценты распределены по разным каналам – сети FMCG, магазины детских товаров и игрушек, киоски, канцелярские магазины и т.п.

Как ни пафосно это звучит, но магазин – это место бытования книжной культуры и точка стимулирования продаж книг во всех остальных каналах сбыта (хотя, наверное, это обидно для владельцев магазинов). Поэтому сейчас наступает время «теплых, ламповых», небольших книжных, рядом с домом – для своих.

Книжный магазин как хобби-маркет

По моему глубокому убеждению, книга и чтение сейчас перешли в разряд качественного интеллектуального хобби. А это уже совсем другое отношение к ассортименту, бизнесу и розничным продажам.

Книжные магазины давно уже встраиваются в этот тренд.

Во-первых, они сами все больше напоминают некий хобби-маркет – 30-40% в продажах современного книжного магазина давно уже составляют не книги.

И, во-вторых, в ковидный период стало очевидно, что проще выживать тем книжным, которые подстраивают свой ассортимент под «особого» покупателя. Идея и бизнес-модель огромного книжного гипермаркета, ориентированного на масс-маркет, сейчас показывает все меньшую эффективность, многие крупные московские магазины, ассортимент которых достигает 50 000 наименований, так и не вернулись к доковидным показателям.

Лучше всего себя чувствуют книжные магазины 100-300 кв. м с тщательно отобранным ассортиментом книг – недешевых книг.

И магазины с 3-5 тысячами книжных наименований, которые смогли создать вокруг себя лояльную, увлеченную, хотя и узкую аудиторию: питерские «Подписные издания» на Невском, московская сеть «Фаланстер». По словам их владельцев, после полного провала во время локдауна они вернули читательский трафик, и даже в ряде случаев увеличили средний чек. И мне кажется, что именно такой клубный формат розницы должен стать новой точкой роста.

И очень надеюсь, что отнесение предприятий книжной торговли к объектам социального предпринимательства (законопроект был принят в первом чтении в мае 2021 года) станет серьезным событием, которое подтолкнет малый и средний книжный бизнес к новым форматам торговли.

Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора.

Самое популярное
Культурный город / Интервью
Миша Ленн: «Задача искусства – сделать человека лучше»
Художник-акварелист – о переосмыслении «Щелкунчика» и собственном стиле
Свободное время
Чем заняться на Новый год: шесть развлечений для домоседов
Домашний театр, рукоделие и книжный клуб – обзор для зимних каникул
Наш город / Галерея
Фотогалерея: как Москву украсили к Новому году
Город оформили световыми конструкциями и знакомыми с детства персонажами
Наш город
Где в Москве купить живую елку 2025–2026, как ухаживать, как можно утилизировать
Адреса и советы, как выбрать и ухаживать за главным символом праздника
Свободное время / Интервью
Константин Обухов: «2026-й станет годом телевидения»
Генеральный продюсер телеканала ТВ-3 – о безопасном контенте и интересе россиян к эзотерике
Городская недвижимость / Мнение
Дубайский мастер-девелопмент
Как использовать опыт ОАЭ в развитии городов России
Свободное время
Шесть локаций для праздника: как встретить Новый год в регионах России
Обзор отельных программ от Кавказа до Балтики
Культурный город
Беспилотный трамвай и автобус-амфибия: 10 самых необычных видов транспорта мира
Как культурные традиции и футуристические технологии создают уникальные маршруты
Городская недвижимость
Люксовый ритейл: как развивается этот сегмент в центре столицы
Эксперты считают, что нишу на рынке могут заполнить предложения в рамках новых жилых проектов
Другие города
Архитектурный дайджест: больница-сад, платный балкон в Вероне и колоссы Мемнона
Что произошло в мире архитектуры на прошлой неделе
Наш город
Мороз и солнце: синоптики предупредили о резком похолодании в Москве
В столичный регион на неделе придут холода и безоблачная погода
Другие города / Мнение
Побережья будущего
Почему нужно обучать молодых архитекторов проектировать пространства у воды
Свободное время
Лучшие катки Москвы: покататься на коньках зимой 2025–2026 с ценами и адресами
Главные места для катания на коньках для взрослых и детей
Наш город
Город для людей: что такое урбан-психология и как она влияет на человека
В России развивается новая дисциплина, изучающая взаимоотношения человека и городской среды
Горожане / Мнение
Гений места
Как известные личности создают городские бренды