Читайте также
Как справиться с осенней хандрой и усталостью
В столице из-за потепления возобновилась аренда самокатов
Автомобилистам в Москве и области рекомендовали сменить резину

Кто и как обновляет общественный транспорт в регионах

Автобусы и трамваи в России перевозят более 10 млрд человек в год, еще 3 млрд – метро
Пресс-служба ВЭБ.РФ
Пресс-служба ВЭБ.РФ

Россияне проводят в транспорте 45 минут в день, или более одной недели в год. Таковы данные Индекса ВЭБ.РФ, который охватывает более 215 городов страны. Еще несколько лет назад казалось, что общественный транспорт теряет  популярность и горожане все чаще пересаживаются на личный автомобиль. Но тренд поменялся: востребованность автобусов и трамваев растет. По мнению экспертов, следствие увеличения спроса – необходимость обновления, как самого транспорта, так и инфраструктуры.

Ежегодно в России трамваи и автобусы перевозят более 10 млрд человек, метро – 3 млрд, а еще свыше 1 млрд – пригородные электрички. Об этом сообщал президент России Владимир Путин  на заседании президиума Госсовета по транспорту в августе этого года. 10 лет назад россияне активно пересаживались на личный транспорт. Однако сегодня тренд обратный: по данным Минтранса, только в первом полугодии 2023 г. перевозки общественным транспортом выросли на 4% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года – до 7,3 млрд пассажиров.

Как говорят эксперты, рост спроса на общественный транспорт был ожидаем. «Наши города по планировке застройки и расселению устроены таким образом, что если даже все наши жители купят автомобили и не нужен будет никакой общественный транспорт, – они в городе просто физически не поместятся, – сообщил «Ведомости. Городу» научный руководитель факультета городского и регионального развития НИУ ВШЭ Михаил Блинкин. – Это просто сопоставление планировочных параметров города с уровнем автомобилизации населения».

Ставка на общественный транспорт в стратегиях развития мегаполисов призвана разгрузить магистрали и снизить количество заторов. Однако данная сфера столкнулась с новым вызовом – естественное старение транспорта. У автобусов средний возраст, по данным регионов, составляет около восьми лет при сроке службы от семи до 10 лет. У троллейбусов – 15 лет, трамваев – 25 лет, что сопоставимо с их максимальными возможностями. У электричек – 13 лет при сроке службы не менее 30 лет. Об этом докладывал на заседании президиума Госсовета глава Минтранса Виталий Савельев. По его словам, более 41 000 транспортных средств эксплуатируется за пределами этих средних сроков службы.

«Сегодня регионы заявляют о потребности до 2030 г. обновить более 57 000 автобусов, 5000 троллейбусов и 4000 трамваев, а с учетом развития новых маршрутов необходимость в таких транспортных средствах будет, безусловно, еще больше», – обозначил, в свою очередь, цели президент РФ.

Обновление общественного транспорта требует существенных финансовых ресурсов, которые есть далеко не у всех городов, отмечают эксперты. «Последние пару лет этот процесс, к счастью, пошел, – сказал Блинкин. – Во всех случаях требуются какие-то внешние деньги. Вот бюджет Москвы может себе это позволить. А большинство городов России на эти цели деньги не имеют, но частично это направление поддерживается из бюджета субъекта федерации. В чем была политика на федеральном уровне? Поддерживать это обновление за счет институтов развития».

По словам эксперта, тут большую роль могут играть лизинговые госкомпании, машиностроители и банки. «Это могут быть инвестиционные кредиты субъектам федерации или льготные лизинговые схемы. Но во всех случаях без внешних денег это не работает», – уверен Блинкин.

В 2021 г. правительство РФ разработало и запустило программу модернизации городского транспорта, координатором которой был назначен ВЭБ.РФ. В планах программы – пересадить на современные трамваи почти 9 млн жителей в 10 российских городах. Инвестиции также существенные: общий бюджет программы составит порядка 252 млрд руб.

По словам экспертов, обновление состава необходимо не только для комфорта, но и для безопасности пассажиров. «Люди проводят в общественном транспорте ежедневно от часу или двух часов, и это напрямую влияет на качество жизни, – заявил директор Центра исследований умного города ВШЭ Константин Трофименко. – То, какой это транспорт, насколько надежный, насколько он современный».

При этом замена самого транспорта решает только часть проблемы, считает эксперт «Ассоциации транспортных инженеров» Владимир Валдин. «Подвижной состав – это все-таки расходник, – говорит специалист. – Даже старый подвижной состав при более современной инфраструктуре может работать эффективнее». При этом обновление самого транспорта, по мнению эксперта, необходимо и хорошо еще и тем, что «подхлестывает развитие инноваций с точки зрения начинки этого подвижного состава».

Правительственная программа (куратор – руководитель аппарата Правительства Дмитрий Григоренко) предусматривает и обновление инфраструктуры. По планам, будет в том числе построено и модернизировано более 600 км путей.

Самое популярное
Наш город
Собянин открыл путепровод через пути МЦД-1 у станции Бескудниково
Он соединил Северный и Северо-Восточный округа Москвы
Наш город
Пластик, ножницы, бумага: москвичи в 2024 году собрали 1,2 млн тонн вторсырья
За весь прошлый год этот показатель достиг 1,6 млн тонн
Умный город
Цифровая независимость: как российские банки замещают иностранное ПО
Доля отечественных IT-решений неуклонно растет последние два года
Наш город
Передовой уровень: Московскому инновационному кластеру исполнилось шесть лет
Сегодня в столице действует более 250 площадок для тестирования новейших технологий
Наш город / Галерея
Как прошло вручение Национальной премии в сфере креативных индустрий
Среди победителей – выставка-форум «Россия» и форум-фестиваль «Территория будущего. Москва 2030»
Свободное время
Первый Новый год или янтарное Рождество: где отметить предстоящие праздники
Варианты интересного времяпрепровождения есть от Владивостока до Калининграда
Городская недвижимость
Девелоперы все чаще предлагают жилье в рассрочку и трейд-ин
Они ищут альтернативы льготным программам и стараются поддержать спрос
Другие города / Мнение
Мастер-девелопмент по-русски
Как федеральному застройщику привлечь к масштабным проектам локальных игроков
Городская недвижимость
Построить бренд: что должны делать девелоперы на падающем рынке
О чем говорили участники XVIII Московского форума лидеров рынка недвижимости, подготовленного газетой «Ведомости»
Наш город
В Москве усилят контроль за соблюдением миграционного законодательства
МВД начнет выдавать специальные электронные удостоверения трудовым мигрантам
Свободное время
Зажги у елки: зима в Москве начнется с предновогоднего флешмоба в 21 парке
Центральной площадкой нового проекта станет парк Горького
Наш город
В Москве раздали гранты НКО и открыли самый большой каток – хорошие новости
Только позитивные события в завершение недели
Свободное время
Братство кольца: Москва вошла в популярный туристический маршрут
Мостуризм предложил сервис Russpass в качестве платформы для продвижения поездок
Свободное время
Что читает гендиректор издательства «Эксмо»
Книги для поиска вдохновения, развития бизнеса и отдыха
Свободное время
Комфортная среда: как изменились за год подмосковные города
В текущем году в регионе благоустроили 90 пространств