Читайте также
Стругацкие в МТЮЗе, постановка «Квартета И» и другие театральные премьеры зимы
Евгений Цыганов: «В конечном счете сериал не про глянец, а про выбор»
Слава Копейкин: «В кино я еще как ребенок»

От китча до «Русского невероятного»: главные выставки зимы

«Ведомости. Город» выбрал самые яркие проекты сезона
Центр «Зотов»
Центр «Зотов»

«Неизвестный Щукин. Не только новое искусство»

Ярослав Чингаев / Агентство «Москва»
Ярослав Чингаев / Агентство «Москва»

По словам куратора Алексея Петухова, новая выставка ГМИИ им. А. С. Пушкина развенчивает мифы, по сей день окружающие фигуру Сергея Щукина, легендарного мецената и ценителя работ Пикассо, Гогена, Матисса. Один из самых устойчивых стереотипов гласит, что коллекционер якобы никогда не собирал русское искусство и даже его недолюбливал. «Зрителя, который об этом слышал, сюрпризы ждут уже в первом зале, где мы показываем работу «Женщина в саду» Виктора Борисова-Мусатова», – рассказывает Петухов.

В экспозиции представлены и другие слои щукинского собрания: древнерусские иконы и картины старых мастеров, памятники Древнего Египта и цивилизаций Востока. Из Дагестана в Пушкинский временно приехала даже скульптурная группа Евгения Лансере, которая когда-то встречала посетителей щукинского особняка. На выставке она также стоит у самого входа, и все остальные экспозиционные решения столь же бережно воссоздают первоначальное расположение работ.

До 16 марта 2025 г.

«Русское невероятное»

Центр «Зотов»
Центр «Зотов»

Свой второй день рождения «Зотов» решил отметить проектом «Русское невероятное», который снова посвящен искусству конструктивизма, однако предлагает крайне необычный подход. По задумке кураторов, выставка дает возможность зрителю самому отыскать конструктивистские смыслы и образы из калейдоскопа экспонатов, представляющих самые разные эпохи и направления – будь то искусство шестидесятников, иконы или современный видеоарт. «У нас получилось размышление об устойчивых архетипах, образах мышления и конструктах внутри русского культурного ландшафта, следуя которым художник это пространство переделывает», – отмечает куратор выставки Анна Замрий в разговоре с «Ведомости. Городом».

Экспозиция объединяет полторы сотни работ – включая скульптуру, графику и декоративно-прикладное искусство. Одна из самых ярких рифм встречает зрителя в самом начале. Управляемая скульптура современного художника Романа Сакина, которая приглашает каждого посетителя почувствовать себя творцом, соседствует с редкой иконой первой половины XIX в., изображающей Всемирный потоп. Все экспонаты на время позаимствованы из коллекций 29 российских музеев и галерей, а также из восьми частных собраний.

До 23 марта 2025 г.

«Чересчур»

Ruarts Foundation
Ruarts Foundation

Новый масштабный проект фонда Ruarts собрал произведения современного искусства последних 30 лет, которые на первый взгляд могут показаться безвкусными. Полуобнаженные женские образы, лица знаменитостей и котики, блеск драгоценных металлов и россыпь стразов. Дойдя до конца экспозиции, зритель увидит работу Ирины Кориной с говорящим названием «Ну наверное это чересчур». Именно этой мыслью, но в форме вопроса озадачились кураторы выставки Алексей Масляев и Катрин Борисов.

«В первую очередь этот проект задумывался как исследование феномена китча, – рассказала «Ведомости. Городу» арт-директор фонда Ruarts Борисов. – Мы выбирали работы, отвечающие основным его чертам: отсылки к массовой культуре, пародийность, сентиментальность, обещание любви, рая и наслаждений».

Выставка, занявшая четыре этажа фонда, объединила произведения в самых разных техниках и жанрах. К примеру, из видеоработ особенно выделяется проект Who wants to live forever группы AES+F. Первым делом зритель видит слепящие вспышки папарацци и знакомое лицо позирующей фотографам принцессы Дианы. Лишь присмотревшись, можно заметить синяки и кровоподтеки на ее теле (работа была сделана через год после гибели Дианы в автокатастрофе). Обманчивое первое впечатление легко рушится при внимательном изучении и остальных работ.

До 11 мая 2025 г.

«Люба, Любочка. Любовь Сергеевна Попова»

Сергей Киселев / Агентство «Москва»
Сергей Киселев / Агентство «Москва»

Первую за последние 35 лет персональную экспозицию Любови Поповой Еврейский музей и центр толерантности подготовил вместе с Третьяковской галереей и Культурным проектом «Энциклопедия русского авангарда». Собранные вместе, три сотни работ художницы и ее великих современников от Пикассо до Малевича погружают зрителя в широкий контекст искусства конца XIX – начала ХХ в. Каждый из семи залов дополнен более камерным пространством, где представлен богатый исторический материал: архивные снимки, письма, фрагменты воспоминаний и личные вещи.

В своем творчестве Попова прошла путь от кубофутуризма к беспредметности, а вершиной живописных экспериментов художницы стали появившиеся в середине 1910-х самобытные работы, сочетающие принципы супрематизма и древнерусского искусства. Эти композиции получили название «живописной архитектоники». Среди представленных на выставке есть редкие двусторонние картины, экспонируемые в специальных нишах.

Отдельные разделы посвящены работе Поповой в театре: она оформляла постановки Таирова и Мейерхольда. Например, для спектакля «Великодушный рогоносец» художница придумала подвижную многоуровневую конструкцию, которая предоставила актерам полную свободу в выражении пластических задумок Мейерхольда. Попова также много работала над созданием текстильных орнаментов и активно сотрудничала с Первой ситценабивной фабрикой.

До 27 февраля 2025 г.

«А в степи: бушует ветер...»

Центр современного искусства AZ/ART
Центр современного искусства AZ/ART

Центр современного искусства AZ/ART на Маросейке отмечает 90-летие со дня рождения выдающегося художника Владимира Яковлева. В общей сложности в экспозиции собрано около 70 работ из Третьяковской галереи, музейных и частных собраний. Свое название проект позаимствовал из стихов Яковлева: «А в степи: бушует ветер, / Ветер бурю догоняет, / И абстрактные картины / Все развешаны мои...»

Яковлев стоял особняком в кругу нонконформистов 1960-х. При этом коллеги отзывались о нем с практически единодушным восхищением, что крайне редко для любого художественного сообщества. Немаловажно и то, что большую часть жизни Яковлев имел проблемы со зрением и часто лежал в больницах. Говоря о своих пуантилистских экспериментах, он полушутя сравнивал точки, из которых складывается изображение, с уколами, которые ему делали.

Несмотря на сложную судьбу, в работах Яковлева помимо трагических мотивов прослеживается и нота светлой грусти. Это относится к его абстракциям, натюрмортам и портретам, созданным в период с 1950-х по 1970-е гг. Экспозиция выстроена вдоль линии, которую начинают и заканчивают как бы парящие в воздухе работы, которые сам художник называл «портретами цветов».

До 16 февраля 2025 г.

Самое популярное
Свободное время
В мире животных: московский зоопарк отмечает день рождения
Сейчас он занимает первое место на планете по разнообразию видов
Горожане
Юлия Пересильд: «Для меня первичен даже не персонаж, а сценарий»
Звезда «Финиста» и «Вызова» – о молодой Яге, любимых местах Москвы и актрисах, которыми восхищается
Наш город
Шагая по столице: на каких площадках проекта «Зима в Москве» стоит побывать
Центр города в этом году стал местом встреч и дружеских фотосессий
Городская недвижимость
Столичные предприниматели все чаще покупают помещения в домах-памятниках
В исторических зданиях открываются гостиницы, кафе и другие точки притяжения москвичей и гостей города
Наш город
Собянин: путепровод через СЗХ у Новозаводской улицы будет достроен в 2026 году
Мневниковская пойма станет крупным центром с 3 млн «квадратов» недвижимости
Умный город
Оксана Сударева: «КЭДО может стать конкурентным преимуществом ритейлера»
Руководитель домена управления персоналом ГК «Лента» – о важности цифровизации бизнес-процессов
Свободное время
Это наш конек: катки на площадках проекта «Зима в Москве» открыты в любую погоду
В этом году в столице работают два десятка площадок с искусственным льдом
Культурный город
В 2024 году с помощью платформы «Москино» согласованы съемки более 600 проектов
Онлайн-ресурс является частью стратегии столичной мэрии по развитию киноиндустрии в Москве
Свободное время
Праздник удался: «Китайский Новый год» в Москве посетили почти 1,5 млн человек
Гости фестиваля чаще всего посещали мастер-классы и чайные церемонии
Горожане
Сытные, сладкие, твои: активные горожане выберут начинку для блинов
В преддверии Масленицы москвичи смогут проголосовать за свой вариант традиционного блюда
Культурный город
С исторической точностью: на ВДНХ идет реставрация павильона № 35 «Главтабак»
За 11 лет рабочие восстановили почти 40 объектов выставочного комплекса
Свободное время
Философия бани: где попариться по всем правилам
Представляем варианты отдыха с пользой для тела и души
Наш город
Собянин: Москва получит 242 млн единиц медпрепаратов по офсетному контракту
В «Алабушеве» запустили производство лекарств по новому механизму договоров в системе госзаказа
Наш город
Магазин на диване: пятая часть расходов москвичей приходится на онлайн-покупки
Участники проекта «Сделано в Москве» за год продали на маркетплейсах 370 000 товаров
Свободное время
Скип, ресурфейсер и шайба: активных горожан пригласили на «Большую викторину»
Участники опроса смогут ответить на вопросы о зимних видах спорта